Депутаты Государственной Думы в пятницу, 14 июля 2017 г., приняли во втором чтении законопроект №204637-7 с поправками в Бюджетный кодекс РФ, устанавливающие новые принципы бюджетных правил и объединяющие Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Документом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета» предусмотрено, что предельный объём расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать суммы нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объёма ненефтегазовых доходов и прогнозируемого объёма расходов на обслуживание государственного долга. При этом базовая цена на нефть устанавливается на уровне 40 долл. США за баррель марки «Юралс» в ценах 2017 г. и подлежит ежегодной индексации начиная с 2018 г. на 2%.
Данный способ определения предельных расходов, как следует из сопроводительных документах законопроекта, ограничивает базовый уровень заимствований объемом расходов на обслуживание долга.
Законопроектом установлено, что новая редакция бюджетных правил будет применяться при формировании федерального бюджета на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. При этом 2018 г. – год введение в действие новой редакции правил – станет переходным периодом, в котором общий объём расходов федерального бюджета не будет превышать суммы доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный и обменного курса доллара США к рублю, нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и обменного курса доллара США к рублю, прогнозного объёма расходов на обслуживание госдолга, увеличенного на 1% от ВВП.
Ко второму чтению к законопроекту поступило 36 поправок, из которых 23 к принятию и 13 к отклонению.
Согласно принятым изменениям средства Резервного фонда будут перечислены в ФНБ до 1 февраля 2018 г. Формироваться объединенный фонд будет за счёт дополнительных нефтегазовых доходов. Использование ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда России предлагается осуществлять в зависимости от остатка средств фонда на конец очередного финансового года. В случае если общий объём средств в объединенном фонде превысит 5% ВВП, использование его средств ограничат объёмом недополученных нефтегазовых доходов в соответствующем году. Если остаток фонда составит менее 5% ВВП, то использование средств фонда предлагается ограничить 1% ВВП для сохранения минимально допустимого объёма средств в суверенных фондах.
Министерство финансов РФ обязано ежемесячно публиковать сведения об активах единого фонда, зачислении средств в фонд и их размещением и использованием в отчётном месяце.
При этом принятыми поправками также установлено, что до достижения объёма фонда 7% ВВП не допускается размещение средств ФНБ в иные финансовые активы, за исключением начатых до 1 января 2018 г. самоокупаемых инфраструктурных проектов (их перечень должен быть утверждён Правительством), и начатых до 1 января 2018 г. проектов Внешэкономбанка.