В новом «Мониторинге экономической ситуации в России» (подготовлен коллективом экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Института Гайдара), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России) отмечается такая тенденция, как падение числа рождений.
Ученые отмечают, что в 2017 г. количество родившихся стало уменьшаться. Эксперты связывают это с особенностями половозрастной структуры населения, а именно, с малочисленностью поколений женщин на пике репродуктивных возрастов. Очередная демографическая яма прогнозируется на период не менее 10 лет. Несмотря на снижение смертности, компенсировать падение числа рождений уже не удается: по результатам 5 месяцев 2017 г., естественная убыль населения составила 112 тыс. чел.
Демографические наблюдения позволяют утверждать, что со времени Великой Отечественной войны такого рода демографические ямы появляются примерно раз в 25 лет. Последнее из малочисленных поколений родилось в 1990-х годах.
«Прирост или падение общего числа рождений не всегда следуют линейно за численностью женщин, на этот показатель влияет интенсивность рождаемости в разных возрастах»,- отмечается в работе. Сейчас пик рождений приходится на возраст 27 лет, и это женщины 1990-го года рождения. Возраст матери при рождении первого ребенка достиг 25,5 лет (поднявшись на 3 полных года за два последних десятилетия). Благодаря этому, а также тому, что в последнее время интенсивность рождаемости в возрастах 25–34 года была высокой, период многочисленных поколений продлился дольше, чем ожидалось.
Теперь же, в соответствии с основным прогнозом Росстата, ожидается, что в ближайшее десятилетие будет происходить почти непрерывное снижение числа родившихся. Только примерно к 2030 г. ежегодное число родившихся стабилизируется на уровне 1,5 млн чел. (для сравнения: в 2016 г. родилось почти 1,9 млн чел.) и начнет расти в течение продолжительного времени.
Эта тенденция не неожиданность. Уменьшение числа родившихся стало заметно уже во 2-м полугодии 2016 г. А за первые 5 месяцев 2017 г. родилось на 83,3 тыс. детей меньше, чем за аналогичный период прошлого года (679,2 и 762,5 тыс. соответственно). Но в отличие от 2016 г., снижение числа родившихся затронуло уже все регионы Российской Федерации, причем только в 20 субъектах это снижение составило менее 10 п.п.
Ученые не отмечают какой-либо явной социально-географической компоненты в данной тенденции. Оперативная помесячная статистика весьма волатильна на региональном уровне. Видно, что у соседних и похожих друг на друга по социально-экономическому профилю регионов может быть разная динамика спада. Снижение числа рождений «запаздывает» в регионах с более поздним возрастом рождения первенца: это, прежде всего, Москва с областью, некоторые северо-западные области. В регионах с ранним возрастом начала деторождения (субъекты Северо-Кавказского федерального округа, регионы Алтая) снижение общего числа родившихся началось раньше и идет неравномерно.
Несмотря на постепенное снижение смертности, число умерших в ближайшее время вряд ли будет опускаться ниже числа родившихся. За первые 5 месяцев 2017 г. естественная убыль населения составила 111,8 тыс. чел. (в состоянии естественной убыли, по оперативным помесячным данным 2017 г., находится 65 регионов России). В 2013–2015 гг. наблюдался естественный прирост, который сошел на нет в 2016 г.
Общий коэффициент рождаемости (число рождений на 1 тыс. населения) составил в январе-мае 2017 г. 11,2 промилле. По мнению ученых, нет оснований говорить о заметных колебаниях в интенсивности рождаемости.
Текущая экономическая стагнация не сказалась на репродуктивном поведении населения. Стабильность рождаемости достигается за счет городского населения, тогда как среди жителей сельской местности (около 30% населения России) рождаемость в последние 3 года несколько снизилась.
В целом за динамикой результирующих показателей рождаемости скрывается ряд долгосрочных структурных изменений. Все больше свидетельств того, что среди поколений женщин, начиная с родившихся в 1970-е годы, уровень окончательной бездетности вырастет по сравнению с предыдущими поколениями. «Наш прогноз потенциала роста бездетности совпадает с оценкой для всего региона Восточной и Центральной Европы: в пределах 15–20% (ранее она была на уровне 6–8%)»,- пишут авторы работы.
Это новое явление для России. В отличие от, например, широко обсуждаемого ныне феномена откладывания деторождения. За последние два десятилетия средний возраст матери при рождении первенца заметно вырос, однако темпы такого роста уже невысоки, а он по-прежнему существенно ниже, чем во многих европейских странах. Главными двигателями здесь выступают жители крупных городов. Причем это отнюдь не «новая демографическая реальность»: если сравнивать с началом 1960-х годов, прирост этого показателя составил около 1 года.
Само по себе откладывание деторождения не ведет к снижению итогового числа рождений в поколении или к высокой доли бездетности. Есть примеры стран, где, несмотря на высокий возраст матери при первом рождении, бездетность остается низкой (например, Португалия), а число родившихся на одну женщину – высоким (например, Ирландия). «Наконец, обращает на себя внимание рост доли третьих и последующих рождений. Сейчас их вклад составляет около 18%, что внешне похоже на ситуацию середины 1980-х годов, но все еще далеко от уровня 1960-х годов. В сумме эти факторы говорят о том, что доминировавшая на протяжении пары десятилетий модель однодетной семьи перестала быть столь массовой», - отмечают эксерты.
Весьма аккуратно исследователи говорят о возможных последствиях новой «ямы»: «Несмотря на то, что демографическая яма – привычное для России явление, это вызов социальной инфраструктуре. Первой с ним сталкивается система государственного детского дошкольного образования. Стоит надеяться, что массовое закрытие организаций не повторится, а обещание обеспечить доступность яслей будет, наконец, выполнено».
Отмечается, что на новый виток выходят и дискуссии о стимулировании рождаемости. «Если бы программа материнского капитала не была введена в 2007 г., возможно, ее стоило бы придумать сейчас», - пишут ученые. Широко обсуждаются дополнительные меры материального стимулирования, однако их потенциал представляется исследователям не очень высоким. «В целом же следует признать, что избежать влияния малочисленности сегодняшнего поколения матерей и, следовательно, серьезного падения числа рождений в ближайшие годы не удастся», - резюмируют авторы.