Во вторник, 18 июля, в Госдуме на парламентских слушаниях по основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 г. и плановый период 2019 и 2020 годов выступала первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева. Она пугала депутатов тем, что нет надежды «на сколь-нибудь существенный отскок цен на нефть». К. Юдаева говорила, что цены на мировом рынке нефти, от которых зависит 60% поступлений в РФ иностранной валюты, рискуют остаться низкими «бесконечно долго».
Зампред затеяла разговор про самое главное – про цену нефти, после предупреждения, что систематическое занижение курса рубля при прогнозировании может привести к бесконтрольному росту дефицита бюджета и государственного долга РФ. «Нужно аккуратно прогнозировать курс, не допускать систематического занижения курса рубля, иначе дефицит начнет бесконтрольно расти, долг начнет бесконтрольно расти. Это создаст угрозу также для макроэкономической стабильности и для роста долгосрочных процентных ставок, —цитирует К. Юдаеву агентство ПРАЙМ. - И нужно оценить, конечно, размер рынка заимствований, насколько рынок заимствований будет готов поглотить это растущий государственный долг».
Иными словами, весьма зависимый от цены нефти курс рубля, грозит «обвалить» бюджет, а надежд на рост цены нефти нет. «Цены на нефть есть и будут низкими, возможно, и на среднесрочную и на долгосрочную перспективу. Есть много аргументов в пользу того, что период низких цен может продлиться долго, может даже почти бесконечно», - говорила К. Юдаева. Далее она рассказала депутатам про известные любопытным людям вещи: что мировой рынок энергоносителей переживает структурный сдвиг, что остается вопросом, нужно ли мировой экономике столько нефти, сколько хотели бы продавать страны-экспортеры, включая РФ. Коснулась экзотических для российских парламентариев вопросов: «Электромобили, альтернативная энергетика - вот те факторы, которые в долгосрочной перспективе снижают цены на нефть». Добавила, что в бюджет вплоть до 2020 г. нужно закладывать баррель не дороже 40 долл.
Все это давно просчитано. К примеру, в работе директора программы «Экономическая политика» Московского центра Карнеги Андрея Мовчана «Коротко о главном: российская экономика — 2017» (http://carnegie.ru/2016/12/29/ru-pub-66503).
Директор писал, что «нефть по 40 долл. на достаточно долгом горизонте - это мощнейший удар по федеральному бюджету, который почти наполовину наполняется нефтегазовыми налогами напрямую, а если учесть все косвенные эффекты (включая, например, импорт товаров на нефтяные деньги) - то на 84%». И что «рост российского ВВП на 99% зависит от динамики нефти… причем важен даже не сам уровень цен, а скорость, с которой они растут».
Размышляли о вечном нефтяном вопросе и экономисты РАНХиГС. По их расчетам, чтобы выйти на мировые темпы роста в 3,5% и сохранить прежнюю модель серьевого госкапитализма, России нужна нефть по 100 долл. за баррель.
Самые разные ученые пришли к выводу, что рано или поздно России придется пересматривать уровень бюджетных расходов кардинально. Судя по выступлению К. Юдаевой в Думе, время пересмотра уже пришло.
Однако первый зампред ЦБ не вдавалась в анализ проводимой экономической политики, тем более – не давала прогнозов развития событий. Судя же по работе А. Мовчана, выбор у страны невелик – просматриваются два варианта.
«Скорее всего, мы увидим один из двух вариантов, - писал А. Мовчан в конце прошлого года. - Либо умеренное сокращение социальных расходов, резкое сокращение оборонных расходов и попытку вернуться к клиентской позиции по отношению к мировому сообществу: открытие рынков, запрос на кредиты, помощь МВФ. Либо резкое сокращение социальных расходов, сохранение расходов на оборону и безопасность и курс на полную экономическую и политическую изоляцию... Второй вариант представляется более вероятным».