К такому заключению пришёл уполномоченный по защите прав предпринимателей при президенте РФ Борис Титов.
В своём заключении, направленном председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву, Б. Титов подчеркнул, что принятие законопроекта по реформированию контрольно-надзорной деятельности (КНД) в его нынешней редакции приведёт к увеличению административного давления на бизнес.
Документ, пишет «Коммерсант» со ссылкой на бизнес-омбудссмена, содержит ряд «фундаментальных недоработок», а «принятие законопроекта в его нынешнем виде отбросит практики регулирования КНД на несколько лет назад».
В письме премьер-министру уполномоченный указывает, что сфера применения законопроекта не включает важнейшие области КНД. В частности, его нормы не будут применяться при расследовании причин возникновения аварий и несчастных случаев на производстве, при рассмотрении антимонопольным органом жалоб на процедуры обязательных торгов, в части строительного (по Градостроительному кодексу), налогового, валютного и таможенного контроля.
Бизнес-омбудсмена, отмечает издание, не устраивает и вводимый термин «охраняемые законом ценности» (жизнь и здоровье граждан, их имущество, обеспечение обороны страны и безопасности государства и прочее), на устранение рисков по которым обещают ориентировать всю деятельность контрольно-надзорных органов.
«Де-факто под ценностями понимается неограниченный перечень понятий, что позволит органом контроля-надзора обосновать любое своё требование и действие по отношению к бизнесу», – отмечено в письме.
Среди других замечаний Б. Титова – «необязательность использования чек-листов при осуществлении госконтроля, отсутствие нормы об обязательном включении информации обо всех проверках в Единый реестр проверок».
Чек-листы (проверочные листы) – списки контрольных вопросов при проверках. Предмет проверок строго ограничен согласованным перечнем вопросов. В начале месяца правительство внедрило проверочные листы при плановом пожарном надзоре, надзоре в сфере природопользования, связи и в сфере медицинской деятельности.
Омбудсмен пояснил изданию, что фундаментальные принципы защиты предпринимателей при осуществлении госконтроля либо исключены из законопроекта, либо закреплены в нём в искаженном виде, «что может катастрофически сказаться на состоянии делового климата в России».
Сам Б. Титов «предлагает иной подход к реформе, основанный на опыте Казахстана (к письму приложен законопроект, разработанный на базе закона этой страны о госконтроле и надзоре), аргументируя это тем, что соседям по Евразийскому экономическому союзу удалось снизить число проверок в пять раз».