Как сообщает Reuters, законопроект «О противодействии противникам США посредством санкций» поддержали 98 сенаторов, двое проголосовали против. Теперь документ должен подписать президент Дональд Трамп. Теоретически он может наложить вето, но это ничего не даст при столь массовой поддержке законопроекта законодателями.
Законопроект малоприятный для России, так как ограничивает не только доступ к финансам (предполагает сокращение максимального срока рыночного финансирования находящихся под санкциями российских банков до 14 дней, а компаний нефтегазового сектора - до 30 дней), но закрывает доступ к современным технологиям, а главное - инвестиции в нефтегазовый сектор. Вот это совсем плохо, так как ставит под вопрос реализацию главных затей «Газпрома» по прокладке новых трубопроводов.
Против законопроекта выступили европейские энергетические компании, которые неплохо зарабатывают на сотрудничестве с Россией. И есть признаки того, что им удалось смягчить текст документа.
К примеру, успехи лоббистов в Вашингтоне отмечает Der Spiegel. В самом деле, в отредактированном тексте законопроекта остался пассаж о том, что США считают «Северный поток — 2» губительным для энергобезопасности Европы. Но вот про санкции в отношении компаний, причастных к его строительству, теперь говорится примерно так: «… президент США может принять соответствующие меры после согласования с союзниками США». Если перевод на немецкий и русский языки точен, то легко почувствовать разницу между «должен», как было недавно, и «может», как стало теперь. И про «согласование» все ясно.
Таким образом, остается надежда, что трубопроводы строить продолжат. Но явно исчезает надежда на то, что санкции вообще в обозримом будущем отменят.
Об этом говорил в интервью Reuters экс-министр финансов Алексей Кудрин. По его мнению, Россия обречена на темпы роста экономики не превышающие 2% в год в отсутствие политической воли к переменам и в условиях продолжительного сохранения санкций, которые лишают страну западных технологий и капитала. А это, в свою очередь, выльется в очень медленный рост уровня жизни населения, снижение роли РФ в мире и уменьшение ее конкурентоспособности.
«Существовавшая надежда на отмену санкций в ближайшие годы сейчас уменьшилась... Мы, скорее, попадаем в историю со старой поправкой Джексона-Вэника - даже когда все условия уже давно изменились, ее никак не могли отменить, - цитирует Reuters слова А. Кудрина, который оценивает ущерб от санкций в 0,5% ВВП недополученного роста. - Экономические условия для того, чтобы Россия интегрировалась в мировую экономику, получала доступ на мировые рынки, получала достаточный объем новых технологий, конечно, ухудшились. Это зачастую демотивирует. Факторов для роста стало меньше… Я вижу влияние санкций в перспективе - России будет сложнее выходить на внешние рынки, сложнее получать новые ниши на мировых рынках в условиях, когда есть политическое недоверие между государствами».
Санкции США и ЕС в отношении России вводились в 2014 г. С этого времени накопилась информация, которая позволяет оценивать их влияние на тот же уровень жизни населения, о котором говорит А. Кудрин. И выходит, что больше влияют не сами санкции, а вводимые контрсанкции. Причем не до конца ясно, способствуют эти контрмеры росту уровня жизни в России, или все ровно наоборот.
Теперь А. Кудрин выражает надежду, что наконец будет рассмотрена подготовленная им стратегия развития страны на следующий президентский срок. Он говорит Reuters: «Я вижу, что общая поддержка, политический фон не благоприятствуют пока серьезным реформам. Может быть, это связано с предвыборным периодом, но сегодня популистских идей больше, чем связанных с реформами… тем не менее интерес к структурным переменам возрос и окно возможностей для их претворения в жизнь откроется после президентских выборов 2018 г… Насколько президент его (окно) использует - мы не знаем. После предыдущих выборов такое окно не было использовано для реформ».
Reuters отмечает: в числе реформ, к которым призывает А. Кудрин и эксперты ЦСР - повышение общественного контроля и ответственности чиновников, правоохранительных органов и судей, борьба с теневой экономикой и сокращение льгот, поэтапное увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и 63 лет - для женщин, уменьшение доли государства в крупных компаниях. По мнению А. Кудрина власти в течение следующих 6-10 лет должны постепенно продавать госпакеты в российских нефтяных компаниях и в этот же временной отрезок приватизировать часть крупнейшего госбанка Сбербанка. В части налогов ЦСР предлагает завершить маневр в нефтяной отрасли, полностью отказавшись от экспортных пошлин и перенеся часть нагрузки на внутренние налоги, что даст дополнительные доходы в бюджет от 0,3 до 0,9% ВВП ежегодно. От идеи повысить подоходный налог до 15% с 13%, которая была в первоначальных вариантах стратегии, решили отказаться.
«Альтернативы нет. Мы готовим предложения, которые должны заработать не сегодня или завтра. Но в течение двух-трех лет наша правота будет подтверждаться, и многие решения будут корректироваться», - приводит Reuters слова А. Кудрина.
Если, говорит А. Кудрин, страна пойдет на серьезные реформы, то потребуется три года, чтобы выйти на устойчивые темпы роста экономики 3% , и пять-шесть лет, чтобы добиться 3-4%.
Но только, если будет уверенность, говорит А. Кудрин, что санкции не будут усиливаться и в перспективе начнут ослабевать: «В обратном случае поведение инвесторов, в первую очередь российских, будет более осторожным, нужного эффекта мы не получим и не выйдем на запланированный рост».
В этом месте стоит остановиться и вспомнить начало интервью, когда А. Кудрин говорит, что санкции – надолго. Что-то недоговаривает. Может быть, это «что-то» из области политики, а не бухгалтерии, вот и появляется «яма» в стройной картине радостных преобразований.
Первые контрмеры со стороны России уже последовали. У американцев отнимают посольскую дачу.