Депутаты Государственной Думы и член Совета Федерации внесли в нижнюю палату парламента пакет законопроектов, регулирующих сферу микрофинансирования.
Документы № 237560-7 «О внесении изменений в статьи 3.5, 4.11 и 14.56 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», № 237568-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» и Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и № 237666-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» направленны на снижение предельного размера обязательств заёмщика перед микрофинансовой организацией или кредитной организацией по договору потребительского займа, на увеличение размера административного штрафа, налагаемого на должностных лиц, нелегально осуществляющих деятельность по предоставлению ответственности должностных лиц и административного приостановления деятельности юридических лиц в случае повторного совершения такого правонарушения.
Изменения в КоАП, вносимые законопроектом № 237560-7, призваны урегулировать деятельности микрофинансовых организаций и защиту прав потребителей финансовых услуг, в том числе введения механизма противодействия деятельности нелегальных кредиторов, осуществляющих выдачу потребительских займов.
Авторы считают необходимым учитывать риск ухода организаций с легального рынка потребкредитования, что может привести к росту числа нелегальных кредиторов и спросу на их услуги и, как следствие, значительному ухудшению ситуацию в области защиты прав потребителей микрофинансовых услуг. По их мнению, предусмотренная в КоАП административная ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов недостаточна. Поэтому предлагается реализовать принцип повышения уровня ответственности при неоднократности выявления незаконной деятельности по кредитованию потребителей.
Так, при совершении административного нарушения впервые – максимальный размер штрафа для граждан составит 30 тыс. руб., для должностных лиц – 50 тыс. руб., для юридических лиц – 500 тыс. руб.; при повторном административном нарушении – максимальный размер штрафа для граждан составит 50 тыс. руб., для должностных лиц – 200 тыс. руб., для юридических лиц – 2 млн руб.
Законопроект № 237568-7 вводит, по мнению законодателей, более совершенные механизмы защиты интересов граждан, связанные с предоставлением кредитов и возвратом долгов.
Документ уточняет определение «профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов», исключая в качестве критериев её квалификации необходимость осуществления соответствующей деятельности за счет систематически привлекаемых денежных средств, а также неоднократность (не менее 4 раз в течение одного года) её осуществления.
Вводится ограничение на размер начисляемых по договору потребительского займа процентов, сумм неустойки (штрафа, пеней) и иных мер – общая сумма обязательств заёмщика перед кредитором не должна превышать полуторный размер суммы предоставленного займа. Также ограничивается возможность уступки прав (требований) по договору потребкредита: по общему правилу уступка допускается только лицу, осуществляющему профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов, лицу, осуществляющему деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности, специализированному финансовому обществу или финансовому агенту.
Кроме того, законопроект лишает судебной защиты требования кредитора по займу в случае, если он был предоставлен не профессиональным кредитором, а также ограничивает судебную защиту требований профессионального кредитора полуторным размером суммы предоставленного кредита.
Третий законопроект № 237666-7 устанавливает уголовную ответственность за незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов.
Вводится отдельный состав преступления – «незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов». При этом для исключения привлечения к уголовной ответственности при малозначительности и незначительной общественной опасности совершенного правонарушения, а также в целях отграничения от административного правонарушения, предусмотренного КоАП, предлагается обусловить применение данного состава преступления причинением крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечением дохода в крупном размере.
Также в отношении этого состава предусматривается введение квалифицированного состава – совершение группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также извлечение дохода в особо крупном размере. Дополняется состав преступления статьи 171 «Незаконное предпринимательство» случаями осуществления предпринимательской деятельности в отсутствие внесенных в государственный реестр (иной реестр) лиц, имеющих право на осуществление соответствующего вида предпринимательской деятельности, сведений о лице, фактически осуществляющем этот вид предпринимательской деятельности, или в отсутствие специального статуса.