Министерство финансов РФ доработало идею либерализации системы ОСАГО, которая в конечном итоге должна привести к либерализации этого рынка и отказу государства от тарифного регулирования «автогражданки».
По проекту ведомства, пишет «Коммерсант», регулятор будет устанавливать общие границы базового тарифа, а страховщик в зависимости от характеристик автомобиля, целей его использования и вида собственника сможет самостоятельно определять конкретное значение тарифа. Для этого компания сможет вводить ряд понижающих коэффициентов, зависящих, например, от манеры вождения, – проект предусматривает установку страховщиком устройств телематики (средств, отслеживающих стиль езды) на автомобиль клиента. Коэффициент мощности и территориальный коэффициент Минфин предлагает удалить из формулы расчёта конечной цены полиса – вместо них предлагается ввести коэффициент нарушения ПДД, учитывающий превышения скорости более чем на 60 км в час, выезды на встречную полосу, проезды на красный, вождение в нетрезвом виде и т. д. Согласно поправкам, максимальный размер страховой премии по ОСАГО не сможет превышать трёхкратное значение базовой ставки тарифа.
При этом Минфин не отказалось от заявленной ранее идеи выпустить на рынок 3 вида полисов: с лимитами выплат 500 тыс. руб. по вреду жизни и здоровью и 400 тыс. руб. по имуществу (такие действуют сейчас), а также варианты с выплатами в 1 млн руб. по жизни и 1 млн руб. по имуществу и 2 млн руб. по жизни и 2 млн руб. по имуществу.
Проектом предусмотрено, что страховщик будет не вправе отказать клиенту в заключении договора по выбранному им варианту или навязывать альтернативу. Водителям предлагается также дать возможность приобретать полис на срок больше года.
Размер неустойки, которую страховщик заплатит за просрочку направления клиенту мотивированного отказа в выплате, составит 200 руб. в день, но не более 10 тыс. руб. В целом, как следует из пояснительной записки, изменения направлены на «повышение качества удовлетворения потребностей страхователей» и «продолжение вектора перехода от жёсткого регулирования к регулированию, обеспечивающему условия для конкуренции страховщиков не только по цене, но и неценовым факторам».
Идеи Минфина вызвали ожидаемое недовольство страховых компаний, сообщает издание. Правление Российского союза автостраховщиков уже отправило свои предложения к проекту в финансовое ведомство. Как следует из таблицы поправок от страхового сообщества, союз возражает против повышения лимитов до 1-2 млн руб., настаивая на сохранении нынешних 400-500 тыс. руб. Страховщики видят риски мошенничества со стороны клиентов при продаже «улучшенных» полисов. Кроме того, рынок настаивает на сохранении коэффициентов мощности и территорий, утверждая, что они могут быть исключены только при окончательно свободных тарифах. Максимальный размер цены полиса в РСА хотят ограничить не трёх-, а пятикратным значением базовых тарифов.
Страховщики также выступают за самостоятельное распоряжение повышающими коэффициентами (например, при нарушении ПДД) и настаивают на исключении из проекта многолетних договоров, мотивируя это тем, что потребуется глобальный перерасчет тарифов. Кроме того, рынку не нравится установка за свой счет средств телематики на автомобиль клиента.
Последняя крупная реформа ОСАГО прошла в апреле этого года, тогда был установлен приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой.