Коэффициент бонус-малус меньше 1, то есть скидку за безаварийность по ОСАГО, по данным Российского союза автостраховщиков, имеют 80,4% российских автомобилистов.
Коэффициент «бонус-малус» (КБМ) – коэффициент, влияющий на стоимость полиса (повышающий или понижающий в зависимости от наличия или отсутствия страховых случаев в предыдущие периоды страхования).
По словам президента РСА Игоря Юргенса, за II квартал 2017 г. этот показатель вырос на 1,2 п. п. На конец первого квартала 2017 г. скидку имели 49,5 млн человек (79,2%%), тогда как по состоянию на конец II квартала 2017 г. водителей со скидками насчитывалось уже 50 млн человек (80,4%). Таким образом, за квартал число водителей со скидкой увеличилось на 0,5 млн человек.
И. Юргенс уточнил, что скидку более 20% (то есть КБМ составляет менее 0,8) по итогам II квартала 2017 г. имеют 33% автомобилистов (20,6 млн человек). Максимальную скидку в размере 50% (КБМ 0,5) получили 14,62% водителей (9,088 млн человек).
С 1 декабря 2015 г. был упрощён порядок корректировки КБМ. Если автовладелец не согласен со значением КБМ, определенным при расчёте стоимости ОСАГО, то он может обратиться в свою страховую компанию по действующему договору или в ту компанию, с которой планирует заключить новый договор, с соответствующим заявлением. Если по итогам проверки будет выявлено, что КБМ действительно применен неверно, компания исправит значение данного коэффициента.
С начала действия упрощённого порядка этой процедурой воспользовались почти 1,8 млн автовладельцев.
«Развитие этих сервисов улучшает взаимодействие страховщика и потребителя, повышает качество услуги ОСАГО, соответственно, снижается число жалоб и обращений по поводу применения коэффициента. Надеемся, что в дальнейшем система КБМ будет совершенствоваться», – сказал И. Юргенс.
Напомним, что во II квартале этого года жалобы на е-ОСАГО снизились на 40%.
И. Юргенс обратил внимание автовладельцев на необходимость своевременного предоставления данных об изменениях, которые были внесены в документы, используемые при составлении договора ОСАГО, например, если это касается смены паспортных данных или водительского удостоверения. При отсутствии корректной информации система АИС РСА не сможет правильно рассчитать коэффициент. Так, при изменении фамилии АИС не найдёт первоначальные данные и КБМ автоматически будет равен 1, как для нового водителя.
Другим случаем, когда коэффициент может быть повышен, является ситуация, при которой водитель вписан в несколько полисов ОСАГО, среди которых есть и с «плохой» историей. Потерей повышающего коэффициента чреват и существенный перерыв в страховании или приобретение фальшивого полиса ОСАГО, отметил И. Юргенс.
Систему ОСАГО ждут очередные изменения – Министерство финансов РФ доработало идею либерализации системы, которая в конечном итоге должна привести к либерализации этого рынка и отказу государства от тарифного регулирования «автогражданки».