Исследовательский холдинг "Ромир" сообщает в взрывном росте личной инфляции - то есть того роста цен на товары и услуги, который граждане наблюдают по своим чекам из магазинов, а не по сводкам Росстата. Вот по этому индикатору инфляция выросла в 5 раз по сравнению с прошлым месяцем.
Росстат считает по своим группам товаров. К примеру, включает рост расходов на покупки автомобилей и мебели. Многие граждане машины и спальни пока не покупают, но вынуждены еще чем-то питаться. В расчетах Росстата пища занимает примерно 30-40 процентов расходов, многие же люди считают, что пропитание занимает до 70 процентов в их корзине покупок. В общем, речь не идет просто об эмоциональном мнении потребителей, которые уверены, что данные официальной инфляции к ним плохо применимы. Скорее - о разных способах вычислений.
Официальный индекс инфляции, в том числе Росстата, – не столько статистический, сколько экономико-политический показатель, пишет исследовательский холдинг «Ромир». Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центральных банков и инфляцией. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями, пишет «Ромир» – и предлагает собственную методику расчета индекса цен.
В ее основе лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации, в каждой из которых были выбраны отдельные товары с максимальной пенетрацией. Всего отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промышленные товары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров проанализировано фактическое потребление по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций физических покупок и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
В минувшем июле дефлятор повторил скачок годичной давности. Летом прошлого года величина дефлятора резко подскочила с 0,5% в июне до 2,9% в июле, то есть почти вшестеро. В нынешнем же году скачок оказался пятикратным – с 0,3% в июне до 1,5% в июле (см. диаграмму). Таким образом, июльское значение дефлятора оказалось фактически несопоставимым с показателем официальной инфляции, рассчитанной Росстатом в 0,1%.
А различие между накопленными с начала года значениями дефлятора и инфляции хоть и сократилась до 0,3%, но с той лишь разницей, что теперь дефлятор превышает инфляцию. В предыдущие месяцы инфляция превосходила по своему значению дефлятор, в частности в июне – вдвое.
Причиной скачка дефлятора, как и в прошлом году, стали выросшие на 3,6% тарифы на услуги ЖКХ, на которые потребители никак повлиять не могли. Не могли они оказать и никакого влияния и на чуть выросшие цены на бензин – на 0,2%.
Россиянам удалось немного снизить личную инфляцию в июле только за счет экономии на повседневных товарах, за которые они платили в июле на 0,5% меньше, чем месяцем ранее. Это оказалось возможным в первую очередь благодаря сезонному снижению цен на плодоовощную продукцию. Но не стоит также забывать и о продолжающемся тренде интенсивного шопинга, когда покупатели в поисках наиболее выгодных ценовых предложений посещают большее число магазинов.