На исполнении государственных и муниципальных заказов во всех субъектах Российской Федерации доминируют крупные поставщики. В 2016 году на 2,98% от всех исполнителей закупок на государственные и муниципальные нужды пришлось 80% стоимости контрактов, оцениваемых суммарно в 4,4 трлн. рублей.
Самый высокий уровень монополизации рынка государственных и муниципальных заказов зафиксирован в столичном регионе (2,05% от общего количества поставщиков, работающих в Москве и Подмосковье), наименьший (12,86%) – в Республике Северная Осетия -Алания.
Такие сведения содержатся в «Атласе контрактной системы», распространенном в среду Центром стратегических разработок (ЦСР). Его составители утверждают, что конкурентные процедуры отбора девальвируются, превращаясь в квазиторги. Публичное состязание подменяется серыми схемами борьбы за долю на рынке. Во многих субъектах федерации прямые закупки стали чуть ли не единственным способом обеспечения государственных и муниципальных нужд. В Белгородской области объём прямых закупок составляет 55,87% заключённых контрактов, Приморском крае — 51,86%, Кабардино-Балкарской Республике — 46,15%, Амурская области — 43,94%.
Такая архитектура закупок сложилась в контрактной системе страны, несмотря на увещевания по поддержке рынка автономных друг от друга заказчиков и автономных друг от друга поставщиков. На рынке госзаказа не востребованы торговые площадки. Выполнение заказов органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется во многом посредством хаотических, спонтанных торговых связей, заключают эксперты ЦСР.