С 1 января 2018 г. утилизационный сбор на колёсные и самоходные транспортные средства, выпускаемые в России и ввозимые в нашу страну, по сообщению газеты «Ведомости», может вырасти на 15%. Это принесёт федеральному бюджету в 2018 г. дополнительно более 28 млрд руб.
Общие поступления утилизационного сбора в федеральный бюджет в 2018 г., как следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2018-2020 гг., на которую ссылается издание, должны вырасти на 58,4 млрд руб. до 223,4 млрд, в 2019 г. – до 259,8 млрд, в 2020 г. – до 267,9 млрд руб. Помимо индексации эти цифры учитывают прогноз роста производства и импорта транспортных средств и введение с 2019 г. сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения по адвалорной ставке 7%.
Утилизационный сбор был введён в 2012 г. одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. В прошлом году правительство индексировало ставки на 65%. Основная причина предыдущей и предполагаемой новой индексации – желание защитить автопром, представленный отечественными и иностранными брендами, от снижения ввозных пошлин на автомобили, предусмотренного условиями вступления в ВТО, поясняют изданию сотрудники двух автоконцернов. Очередное снижение этих ставок произошло в сентябре 2017 г.: на легковые автомобили, например, они сократились с 23 до 20%, через год дойдут до 17%, а в 2019 г. достигнут финального значения – 15%.
Сейчас за новую легковую машину с двигателем 1-2 л нужно платить 44 тыс. 200 руб., с мотором 2-3 л – 84 тыс. 400 руб., приводит данные один из собеседников газеты. Расходы по тяжелым грузовикам превышают 400 тыс. руб., добавляет сотрудник другого автопроизводителя.
Если система промышленных субсидий сохранится, то индексация сбора не повлияет на цены большинства производимых в России автомобилей. Но подорожают импортируемая техника и выпускаемая без соглашений о промсборке, считают источники «Ведомостей». По их мнению, индексация сбора также приведёт к ещё большему снижению импорта автомобилей, который и так с 2012 по 2016 г. упал почти в 5 раз из-за развития локального производства, ослабления рубля и сокращения продаж автомобилей. По мнению сотрудника другого автоконцерна, импорт в 2018 г. постепенно отыграет падение, вызванное индексацией утилизационного сбора, по мере привыкания потребителей к новым ценам и при условии стабильного курса рубля.