Нижняя палата парламента РФ в пятницу, 22 сентября 2017 г., приняла в первом чтении законопроект № 162100-7 «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», подготовленный членами Совета Федерации.
Данный документ поступил в правовую базу ГД 27 апреля текущего года взамен аналогичной инициативы № 871036-6, отклонённой несколькими днями ранее. В предшествующей версии законопроект не определял предельный уровень расходов для учёта затрат, понесённых на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключённому работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей), для целей налогообложения налогом на прибыль. В принятом сегодня документе этот показатель установлен на уровне 50 тыс. руб. на одного человека в совокупности за налоговый период.
Законопроектом определено, что работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда затраты на оплату таких услуг, оказанных работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет, а также детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации, бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации.
Подобные расходы, отмечают авторы, являются для работодателей экономически обоснованными, поскольку повышают престиж работодателя, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищённым работникам, например, многодетным, имеющим малолетних детей и т.п.
Реализация законопроекта повлечёт выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы. В связи, с чем Комитет по бюджету и налогам предлагает ограничить расходы в совокупности с расходами на оплату услуг по организации туризма и отдыха по договорам добровольного личного страхования и договорам на оказание медицинских услуг 6% от расходов на оплату труда.
Кроме того, Счётная палата РФ в своём заключении отмечает, что в случае оплаты работодателем услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха в пользу работников и членов их семей у работодателя возникает обязанность на основании пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ. При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
Учитывая, что с членами семьи работников работодатель, как правило, не связан трудовыми отношениями и не выплачивает им доходов, то организация обязана сообщить в налоговый орган не только о невозможности удержать налог и сумме налога, но и о суммах дохода, с которого не был удержан налог. В свою очередь, у лиц, с доходов которых не был удержан налог, возникает обязанность его декларирования и уплаты, что в целом усложняет администрирование налога на доходы физических лиц с указанных видов дохода.
Данные замечания должны устранить ко второму чтению.