Россия вступает в эпоху цифровых рынков интеллектуального труда без сформированной культуры созидания, оборота и потребления нематериальных благо и вынуждена принимать стандарты стран-лидеров. Но наиболее продуктивные российские ученые, инженеры и в целом творцы реализуют свой талант и создают прибавочный продукт в других экономиках и юрисдикциях.
Такой неутешительный вывод содержится в докладе «Эффективное использование интеллектуальной собственности», распространённом Центром стратегических разработок (ЦСР).
Глобальный рынок интеллектуальной собственности растет темпами, превышающими темпы роста «материальных» рынков – более 10% в год. Годовой прирост ВВП Франции 2%, США – 5%. Сегодня более 70% трафика глобальных цифровых сетей составляет движение объектов интеллектуальной собственности. В ближайшее десятилетие рост рынков будет связан с такими объектами, предназначенными для промышленного производства, как трехмерные модели, оцифрованные описания новых материалов и генетических ресурсов, формулы лекарственных препаратов, цифровые описания промышленных объектов – от атомных станций до микросхем.
По данным Всемирного банка, за 10 лет с 2000 года по 2011 год мировые доходы от экспорта интеллектуальной собственности (ИС) увеличились в 3,1 раза при росте ВВП в 2,1 раза.
Россия десятикратно отстает от развитых стран на рынке интеллектуальной собственности. В прошлом году мы отставали от лидера этого рынка – Китая по количеству заявок на «полезные модели» более чем в 100 раз, по количеству заявок на «изобретения» – в 24 раза. Десятикратным является отставание России от других развитых стран и по другим показателям. Количество российских заявок на патенты для получения правовой охраны в зарубежных странах ниже в десятки раз, чем у других стран-лидеров. Из-за недостаточного внимания к развитию института интеллектуальной собственности в ближайшие годы увеличится разрыв между Россией и развитыми странами уже на рынке вещественных товаров и услуг.
Исправить ситуацию эксперты ЦСР предлагают путём:
-
обязательного включения в государственные программы в качестве целевых индикаторов показателей, характеризующих результативность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР),
-
существенного сокращения сроков и затрат на патентование на территории страны с одновременным субсидированием правовой охраны интеллектуальной собственности за рубежом,
-
упрощения системы налогообложения и налогового администрирования в отношении интеллектуальной собственности.
Не исключается также возможность создания единого органа по выработке и реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.