Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает учитывать все доходы россиян и наличие у них собственности, чтобы определить, действительно ли они нуждаются в социальной поддержке, и если да, то в какой.
«Сейчас, когда в регионах работают программы по поддержке доходов, власти смотрят только на текущие поступления. Мы не оцениваем собственность и так далее», – пояснил инициативу глава ведомства Максим Топилин. Министр уточнил «Российской газете», что сейчас Минтруд работает с депутатами над поправками в закон о персонифицированном учёте. Однако работа идёт очень тяжело, признался он.
Ведомству необходимо собрать данные обо всех доходах людей из многих источников, в том числе налоговой службы, службы, ведущей учёт имущества, земли, и дать регионам право определять критерии нуждаемости с точки зрения оценки всех доходов. Но всё это надо обсуждать с населением, добавил министр.
Поправки в закон о персональном учёте нужны ещё и для того, чтобы регионы получили право пользоваться данными для мониторинга работающих и неработающих граждан, чтобы потом определять тарифы для обязательного медстрахования. Ведь около 15 млн человек трудоспособного возраста работают в России нелегально, но пользуются всеми видами соцпомощи, по другим оценкам в «теневой» рынок труда вовлечены 33 млн россиян. По словам М. Топилина, Минтруд пытается найти конструкцию, чтобы этих людей легализовать.
Темы бедности и «теневой» занятости тесно переплетены. С одной стороны, подавляющее большинство бедных в России – это работающие люди. И 60% бедных – семьи с детьми. С другой стороны – каждый пятый работающий получает зарплату в «конверте». И попадает в категорию бедняков, претендует на господдержку, порой являясь вполне обеспеченным человеком.
Министерство ищет баланс между справедливым и более эффективным распределением соцпомощи, повышением собираемости налогов и взносов, а также повышением благосостояния тех, кто честно трудится, платит налоги, но живёт «за чертой».
При этом с доходам всё более-менее понятно – решение об увеличении минимального размера оплаты труда уже принято.
Продолжится рост зарплат бюджетников, как «учтённых» в майских указах президента (80 млрд руб. выделит на это федеральный бюджет регионам в следующем году, и это вдвое больше, чем в этом), так и «неучтённых» (в проекте бюджета РФ заложена 4% индексация их зарплат). А с восстановлением «социальной справедливости» в виде более «правильного» распределения соцпомощи и легализацией «теневиков» государство пока только «прощупывает почву».
Однако, по мнению экспертов, даже повышение МРОТ до уровня прожиточного минимума не решит проблему бедности. Если говорить об установлении адресности социальной помощи (оказывать её с учётом всех доходов и имущества), то и здесь нужно бояться формализма и разработать схему, которая будет учитывать множество нюансов.