Низкая востребованность российского рынка среди китайских инвесторов —казалось бы, очевидный и известный факт. Согласно официальной статистике за прошлый год, КНР вложила более 170 миллиардов долларов в экономику других стран. При этом вложения в Россию на этом фоне выглядят очень скромно.
«В прошлом году китайцы инвестировали за рубеж 176 миллиардов. На долю России пришелся 1 миллиард. Я не скажу, что Россия сильно привлекательна для инвестиций. Но их объем, безусловно, растет. Существует комиссия, созданная в 2014 году на уроне вице-премьера Игоря Шувалова, по инвестиционному сотрудничеству двух государств», — говорит директор российско-китайского центра финансового университета при Правительстве Российской Федерации Николай Котляров.
Эксперт указывает на то, что российский инвестиционный климат среди мирового сообщества считается малопривлекательным, в том числе и из-за санкций Запада. Но санкции Европы и Америки — это не главная проблема. «По словам самих китайцев основной проблемой для них является российский рынок сбыта, он не очень большой, особенно когда это касается Ближнего Востока. Создаются крупные предприятия, но для производимой продукции покупателя нет», — продолжает Котляров. Кроме этого, на отечественный рынок китайскому инвестору зайти не так просто. Николай Котляров объясняет это существующим языковым барьером. Во многом эта сложность обусловлена различиями нормативно-правовых баз двух государств. «Очень мало российских юристов, которые понимают китайское право. Собственно, как мало и китайских юристов, которые понимают российское право. Это большая проблема, поскольку ментальность и традиции двух народов отличаются друг от друга», — утверждает эксперт.
Противоречивость статистики
Что касается объема инвестиций, ранее прозвучало несколько противоречащих друг другу заявлений о количестве денежных средств, вложенных в экономику России в 2016 году. В декабре прошлого года представитель министерства коммерции КНР Шэнь Даньян сообщил как о «ярком моменте» 2016 года превышение объема инвестиций в 14 миллиардов долларов, но при этом спикер не указал, идет ли речь о накопленных инвестициях, либо о показателе, достигнутом в течение года. Названная цифра соответствует данным о накопленных инвестициях на конец 2015 года. При этом он же в январе 2016 года назвал нигде ранее не встречавшуюся цифру накопленных инвестиций в Россию в 34 миллиардов долларов.
Тем не менее, несмотря на все сложности, по оценкам экспертов, спрос на отечественный рынок будет расти.
«Руководство Китая настроено на мировую гегемонию в обозримой перспективе. Инвестиции в Россию им тоже интересны, наша страна является частью проекта «Шелковый путь». Китай отличается от стран Запада тем, что представители китайского бизнеса более прагматичны. Несмотря на то, что формально страной руководят представители коммунистической партии, при ведении дел Китай руководствуется получением прибыли и развитием национальной экономики», — говорит руководитель отдела информации и анализа мировых рынков АО «Финам» Михаил Аристакесян.
В рамках реализации проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» Китай планирует создать три трансевразийских экономических коридора. Его конечная цель — обеспечить устойчивое развитие экономики стран-партнеров. Помимо либерализации экономики проект подразумевает серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру и промышленность. Одним из ключевых событий 2016 года стало подписание подписание Китаем, Монголией и Россией планов по строительству этого коридора. Кроме того, уместно вспомнить, что Евразийский экономический союз, членом которого является Россия, с момента своего создания осознавал важность дальнейшего сопряжения с китайской инициативой «Один пояс и один путь», призванной связать Китай с ЕС.
Уже сейчас можно смело говорить о том, что Китай и Россия — это стратегические партнеры, которым выгодны продуктивные отношения. Позитивная статистика товарооборота между двумя странами говорит о том, что заинтересованность между сторонами растет, ведь в прошлом году Россия обошла Саудовскую Аравию по объемам экспорта энергоресурсов в Китай.
По словам Николая Котлярова, в первую очередь китайские инвесторы вкладывают денежные средства в крупные, стратегически важные проекты, реализация которых контролируется государством.
«У российского и китайского руководства очень хороший уровень политических отношений, это благоприятно сказывается на объеме денежных средств, который Китай вкладывает в российскую экономику», — объясняет Котляров.
Ряд регионов России в настоящее время уже реализуют долгосрочные проекты, в которые вложились или планируют вложиться китайские бизнесмены. Так, правительство Московской области ведет переговоры китайской компанией о размещении на территории региона нового агропромышленного парка. Планируется, что в области появится молочная ферма, тепличный комплекс для выращивания овощей, а также будет реализован проект по выращиванию кроликов. Как сообщал министр сельского хозяйства Московской области Андрей Разин, общий объем инвестиций составит более 100 миллионов евро.
Успехов в переговорах с Поднебесной добилась и Тульская область. Главе региона Алексею Дюмину удалось договориться с китайскими инвесторами о строительстве автозавода в индустриальном парке «Узловая». Мощность предприятия составит 150 тысяч автомобилей в год, оно создаст 2500 рабочих мест. Стоимость проекта — 500 миллионов долларов. Запуск завода состоится уже в следующем году. Сегодня внешнеторговый оборот Тульской области с Китаем составляет 10 миллиардов рублей. Добиться этого удалось благодаря преференциям, которые получают китайские партнеры — для резидентов «Узловой» налоговая ставка на имущество и землю составляет 0%. Кроме того, площадка оборудована всеми необходимыми коммуникациями.
На развитие Калининградского янтарного комбината будет потрачено более 50 миллионов долларов. Также ряд масштабных проектов при участии китайского капитала реализуются в других субъектах, например, в Кировской области.
Как отмечают эксперты, заключить подобного рода договоренности довольно непросто.
«Инвестиционный контракт — это целая история. Он требует технико-экономического обоснования. Подобного рода проекты — часть реального сектора экономики, в рамках их реализации подразумевается производство какой-либо продукции. Необходимо их экономически обосновать, понять, сколько денег понадобится вложить, когда эти деньги «отобьются». Естественно, что инвестор все это считает», — поясняет Николай Котляров.
Таким образом, участие Китая в российской экономике значительно превышает официальную статистику. Не последнюю роль в торгово-экономических отношениях играет политика: учитывая конструктивный диалог между Россией и Китаем, есть все основания утверждать, что объем инвестиций в будущем будет только увеличиваться. Основная задача российского руководства сейчас — наладить эффективную работу по распространению необходимой информации для китайских инвесторов, а также налаживание личных контактов между представителями частного бизнеса двух стран.