Депутаты Государственной Думы приняли в заключительном третьем чтении закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году».
Документ закрепляет особенности использования в 2018 г. остатков средств федерального бюджета, продлив еще на один год действие правовые основания для возможности направления остатков средств федерального бюджета на начало 2018 г. на реализацию решений президента и правительства в сфере национальной обороны и безопасности, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса.
Остатки могут быть направлены и на оплату госконтрактов, расчёты по которым в этом году производились с применением казначейского обеспечения обязательств, а также на увеличение Резервного фонда правительства за счёт переноса «не связанных» остатков бюджета текущего года.
Закон также позволяет в 2018 г. направлять на увеличение Резервного фонда средства от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий, полученных на выполнение госзадания (в случае недостижения его показателей) и на иные цели.
Помимо этого на год продляется действие дополнительных оснований, позволяющих направлять средства на отдельные цели без внесения изменений в закон о федеральном бюджете (для предоставления субсидий субъектам РФ на высокотехнологическую медицинскую помощь и в ряде других случаев).
До 2021 г. продлено действие нормы о направлении доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния на финансирование расходов бюджета. Перечень активов, в которые можно размещать средства ФНБ, дополнен паями инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией РФПИ.
В целях повышения эффективности управления ликвидностью единого казначейского счёта Минфину России и Федеральному казначейству предоставляется возможность размещать временно свободные остатки средств бюджета на банковских депозитах и по договорам РЕПО с их возвратом в очередном году. Минфин в пределах своих полномочий сможет устанавливать при организации исполнения федерального бюджета порядок утверждения лимитов бюджетных обязательств, который позволит не отзывать эти лимиты, а только уточнять.
Срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах региональных и местных бюджетов увеличивается с 50 до 90 дней, что снизит риски увеличения объёма региональных и муниципальных долговых обязательств и невозврата бюджетного кредита и потери части средств федерального бюджета.
В случае неполного использования в течение года бюджетных ассигнований Резервного фонда президента РФ остатки таких средств будут направляться на пополнение этого фонда в следующем году. Сегодня по общему правилу эти средства идут в Резервный фонд кабмина.
Законом также предусмотрено поэтапное увеличение ставок акцизов на нефтепродукты и направление в бюджеты субъектов Федерации дополнительных поступлений доходов, получаемых от повышения ставки акциза на 1 руб. за литр дизельного топлива. Ранее эту задачу перед Минфином поставил президент РФ Владимир Путин.
Между федеральным и региональными бюджетами перераспределяются поступления от акцизов на бензин, дизельное топливо и моторные масла, производимые на территории России. В 2018 г. 42,9% средств будут идти в федеральный бюджет, 57,1% – в бюджеты субъектов РФ (по действующему законодательству – 42,6% и 57,4%, соответственно), в 2019 г. – 41,9% в федеральный бюджет и 58,1% – в региональные бюджеты (39,8% и 60,2%). В 2020 г. в федеральный бюджет будет направляться 41,8% таких поступлений, в региональные бюджеты – 58,2%.
Значение коэффициента, который должен был применяться при установлении базового объёма бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в 2018 г., снижается с 0,49 до 0,45, в 2019 г. – с 0,40 до 0,36. В 2020 г. коэффициент останется на уровне 0,36.