Экспертный совет по защите прав потребителей финансовых услуг обсуждал сегодня, 26 октября 2017 г., в Банке России возможность заёмщика отказаться от услуги коллективного страхования после заключения договора потребительского кредитования.
Сейчас гражданин, желающий взять потребительский кредит, нередко получает от банка предложение оформить договор на дополнительную услугу за отдельную плату, например, застраховать жизнь или здоровье в пользу кредитора. Это может быть оформлено индивидуальным договором страхования между заёмщиком и страховой организацией.
Однако значительное распространение получила модель, в которой заёмщик включается в список застрахованных лиц по договору страхования между банком и страховой компанией. В таком случае использовать «период охлаждения» и впоследствии отказаться от страховки заёмщик не может.
Для того чтобы решить эту проблему, ЦБ предлагает внести в Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» изменения, согласно которым у заёмщика появится возможность отказаться от страховки в течение 14 календарных дней после подачи заявления на выдачу кредита. При этом заёмщик должен быть проинформирован, что договором займа может быть предусмотрена зависимость процентной ставки от наличия страховки.
При отказе от договора страхования в период охлаждения кредитор или страховщик будут обязаны вернуть гражданину уплаченную при подключении к программе коллективного страхования сумму в полном объёме.
По мнению Банка России, это поможет решить проблему скрытых платежей, которые не входят в полную стоимость кредита (займа) и становятся дополнительной нагрузкой для заёмщика.
Возможность отказаться от навязанной страховки появилась в РФ осенью 2015 г. На сегодняшний день «период охлаждения» составляет до 5 рабочих дней и касается практически всех популярных видов страхования. С января 2018 г. ЦБ планирует увеличить этот срок до 14 дней.