Такие данные содержаться в исследовании Boston Consulting Group (BCG), в котором участвовали компании из 22 отраслей с численностью сотрудников больше 3,5 млн человек.
Еще вывод BCG: более 80% трудоспособного населения страны не имеют навыков и компетенций для работы на современных рынках. 35% работников заняты низкоквалифицированным трудом, который относится к категории «умение» (повторяющиеся типовые или механические задачи, базовый физический труд). Граждане часто работают водителями (7,1%), продавцами (6,8%), охранниками (1,9%). Суммарная доля этих профессий в структуре занятости растет на протяжении последних 15 лет.
Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие задачи), заняты 17% населения. Это в 1,5 раза ниже, чем в Японии или США, в 1,7 раза меньше, чем в Германии; вдвое ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза - Великобритании.
10 млн квалифицированных кадров необходимо получить до 2025 г. для развития экономики и ее перехода к новому укладу вслед за развитым миром. Но, отмечают исследователи, система образования готовит в основном сотрудников категории «правило» (служащие, клерки, менеджеры), а не «знание» (научные работники, руководители, инженеры). 91% российских работодателей считают, что у выпускников недостаточно практических навыков, а 83% воспринимают уровень подготовки в вузах как средний или низкий.
В BCG отмечают глобальную проблему - в России отсутствует критическая масса спроса на знания. Отчасти так за счет того, что условия для реализации талантов и способностей в стране не созданы. Исследователи отмечают, что разница в оплате труда водителя и врача в стране составляет всего лишь 20% (Германии - 174%, в США - 261%, в Бразилии - 172%). В глобальном рейтинге конкурентоспособности с точки зрения человеческого капитала GNCI 2017 (Global Talent Competitiveness Index), по критерию привлекательности для талантов Россия занимает лишь 107-е место из 118. В итоге 98% населения делают выбор в пользу «безопасной» работы с простыми требованиями и наличием гарантий.
В исследовании отмечается, что более 30% населения работают в госсекторе (включая госкорпорации и их «дочки»). Количество чиновников выросло с 2,4 млн человек в 1995 г. до 5,3 млн в 2015 г. А в малом бизнесе заняты 15% населения против 40% в Индии, 52% - в Бразилии, 63% - в Германии и 80% - в Китае. Ценности роста (готовность получать новые навыки, брать ответственность и идти на риск) в России разделяют 2% населения против 24% в Западной Европе и 32% в США.
Еще вывод BCG: доля технологически инновационных компаний в России составляет менее 1%. Они не оказывают вливания на рынок труда. На 10 тысяч работников приходится лишь 1 промышленный робот против 531 в Южной Корее, 176 в США и 49 - в Китае. В данном тренде страна отстает от группы передовых стран на 7-10 лет.
Значительная часть населения страны скептически относится к разного рода наукам и технологиям. Это видно из опроса Высшей школы экономики, который проводился год назад. Из результатов опроса следует, что каждый пятый гражданин России считает вредным научно-технический прогресс. На вопрос «чего больше от науки и техники - пользы или вреда?», 17% респондентов ответили «скорее больше вреда, чем пользы». Еще 4% заявили, что вреда «безусловно больше». 12% затруднились ответить. Доля тех, кто считает, что «безусловно больше пользы» упала до 18%, хотя в период с 2003 по 2011 год таких было от 31% до 34%. «По доле населения, одобряющего научно-технический прогресс, Россия находится на предпоследнем месте среди более 30 стран, по которым имеются сопоставимые данные», - отмечали тогда ученые из ВШЭ.