Министерство финансов РФ направило для обсуждения предложения по внесению поправок в Федеральный закон «О концессионных соглашениях».
Поправки, отмечает ведомство, призваны обеспечить чёткое разграничение случаев заключения концессионных соглашений в соответствии с Законом о концессиях и государственных (муниципальных) контрактов на строительство объектов инфраструктуры в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».
В настоящее время Закон о концессиях, с одной стороны, не содержит однозначного указания на возможность полного возмещения из бюджета расходов концессионера, сетует Минфин. В то же время в ряде случаев (например, при поступлении в бюджет платы за использование объекта инфраструктуры или при оказании с его использованием государственных и муниципальных услуг за счёт бюджетных средств) полное возмещение расходов концессионера на строительство и эксплуатацию объекта государственной (муниципальной) собственности из бюджета соответствует экономической сути (цели) концессионных проектов.
С другой стороны, Закон о концессиях не определяет, какая часть расходов концессионера в каких случаях и на каком этапе может быть возмещена из бюджета. Например, в случае возмещения из бюджета 99,9% расходов концессионера на этапе строительства объекта концессионное соглашение практически не будет отличаться от государственного (муниципального) контракта на строительство объекта. Это даёт возможность использовать «короткие» концессионные проекты не для привлечения частных инвестиций в развитие инфраструктуры и оптимизации управления государственным (муниципальным) имуществом, а для обхода конкурентных процедур, установленных Законом о закупках.
Предложения Минфина, устанавливают возможность полной компенсации из бюджета расходов концессионера для проектов, в которых концессионер не собирает плату с пользователей либо размер такой платы не обеспечивает окупаемости его инвестиций. Определяют общие условия такой компенсации: на этапе строительства (за счёт капитального гранта) – до 75% капитальных расходов, на этапе эксплуатации (за счёт текущих выплат, не зависящих от показателей использования объекта) – до 50% эксплуатационных расходов.
Остальная часть капитальных расходов концессионера может быть возмещена из бюджета в форме платы концедента в течение пяти лет или более, в том числе в течение первых трёх лет – не более 75% такого возмещения (то есть с учётом капитального гранта в первый год после ввода в эксплуатацию из бюджета может быть возмещено до 93,75% капитальных расходов концессионера).
При этом эксплуатационные расходы концессионера могут в полном объёме возмещаться из бюджета сразу после ввода объекта в эксплуатацию (за счёт выплат в пределах 50% и/или платы концедента, зависящей от параметров использования объекта концессии).
Таким образом, объект инфраструктуры может быть создан либо в рамках концессионного проекта с привлечением собственных или заемных средств концессионера либо путём заключения государственного (муниципального) контракта на строительство объекта со 100% его оплатой сразу после ввода объекта в эксплуатацию (с возможностью авансирования в соответствии с бюджетным законодательством) без смешения этих принципиально разных механизмов.
Устранение сложившейся в данной сфере правовой неопределенности, считают в ведомстве, будет способствовать улучшению инвестиционного климата и привлечению к развитию инфраструктуры частных инвестиций при одновременном обеспечении прозрачности и конкуренции при осуществлении государственных (муниципальных) закупок в сфере строительства.