Новые данные Росстата о начале пробуксовки российской экономики (или о конце восстановительного роста) заставляют экспертов гадать, когда опять пойдет в рост инфляция.
Как сообщил Росстат, темпы роста российского ВВП, в мае достигавшие 3,1%, к концу третьего квартала замедлились вдвое. За июль-сентябрь экономика выросла на 1,6% . Это заставило практически всех аналитиков говорить о том, что весенний рост был обусловлен не какими-то проведенными преобразованиями в отечественном хозяйстве, а разовыми факторами (в том числе – ростом нефтяных цен). Еще говорят, что мы наблюдаем окончание перида восстановления и начало впадения в нехорошую стагнацию. Есть даже высказывания о том, что кризис 2008 г. был как бы трейлером к тому кино, которое вот теперь начинаеют нам демонстрировать.
Эксперты «Центра развития» Высшей школы экономики подсчитали, что квартал к кварталу экономика уже падает, по итогам июля-сентября сжатие составило 0,3%.
Реальные доходы населения скукоживаются 36 месяцев. Их падение, составлявшее 0,3% в августе и столько же в сентябре, ускорилось в октябре более чем вчетверо - до 1,3%. Выдохся строительный бум, в октябре сектор ушел в минус на 3,1%.
Главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова, которую цитирует Finanz, обращает внимание на то, что рост инвестиций, которым Минэкономики надеялось разогнать рост до темпов, сходных с мировыми сдулся вдвое: «Исходя из оценки за 9 месяцев в третьем квартале он не превысил 3%».
Следуют оценки весеннего роста и эксперты сходятся во мнении,что восстановление было вызвано разовыми факторами, влияние которых уже угасает.
При этом эксперты ВШЭ отмечают, что экономика живет так, как будто вернулась эпоха «нефтяного эльдорадо». Нефтегазовая выручка обменивается на потребительский стиль жизни. Но это, по мнению экспертов, мираж: цены на нефть вдвое ниже, чем нужно, чтобы ВВП рос на 3% в год, дыра в федеральном бюджете достигает 2 трлн руб. или 12% от его расходов, а закрывать ее решено увеличением налогов и сборов с бизнеса и населения в ближайшие три года.
Однако розничные продажи продолжают расти (на 3% год к году), но «… в условиях, когда доходы падают, становится очевидно, что люди покупают в долг», - считает Н. Орлова. В РАНХиГС подсчитали, что объемы выдачи банковских кредитов выросли на треть, до 1,55 трлн руб. за 9 месяцев. Каждый пятый потраченный населением рубль был взят в долг.
Снижение инфляции декларируется денежными властями как очевидное достижение. Но теперь появились опасения, что и эта позиция может быть утрачена. «К сожалению, комбинация стагнации производства при одновременном росте потребления рано или поздно приведет к ускорению инфляцию - это лишь вопрос времени», - напоминает простые истины Н. Орлова.