Министерство промышленности и торговли РФ предложило правительству с 2018 г. повысить утилизационный сбор на легковые машины на 87-125%. Рост сбора, как пишет «Коммерсантъ», будет увязан с объёмом двигателя.
При этом, российским концернам утильсбор неофициально компенсируют. Из чего источники издания делают вывод, что мера сильнее отразится на импортерах и заденет построившие свои заводы в РФ иностранные концерны, пока импортирующие часть моделей.
По мнению экспертов, рост сбора на фоне роста акцизов поднимет цены на машины на 10-17%. На рынке удивлены инициативой и подчеркивают, что затраты на утилизацию не могли удвоиться.
Предложения Минпромторга, по данным источников, уже в правительстве. Ранее в пояснительной записке к бюджету планировалось поднять сбор для легковых автомобилей на 15%.
В Минпромторге не опровергли информацию источников «Ъ», но сказали, что внесли в правительство проект постановления об индексации утильсбора в зависимости от категории и видов транспортных средств, их экологичности, объёма производства и импорта. В грузовом сегменте индексация составит 15-40%, говорят в министерстве. А средневзвешенная индексация сбора составит 15-17,5%, подчёркивают в Минпромторге.
Принятие решения о росте утильсбора навредит тренду на восстановление рынка и негативно отразится на бизнесе дилеров. Кроме того с 2018 г. будут повышены акцизы на машины, что также скажется на ценах.
Утилизационный сбор в России появился в 2012 г. одновременно со вступлением в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. В прошлом году правительство индексировало ставки на 65%. Основная причина предыдущей и предполагаемой новой индексации – желание защитить автопром, представленный отечественными и иностранными брендами, от снижения ввозных пошлин на автомобили, предусмотренного условиями вступления в ВТО. Очередное снижение этих ставок произошло в сентябре 2017 г.: на легковые автомобили, например, они сократились с 23 до 20%, через год дойдут до 17%, а в 2019 г. достигнут финального значения – 15%.
Российский бизнес уже выказывает своё недовольство ростом многочисленных сборов (акцизов на моторное топливо, утильсборов, лесных налогов и платы за использование водоемов), а также отмечает противоречие этой политики с принципом фискальной нейтральности, заявленным властями.