Коллегия Счётной палаты рассмотрела результаты проверки администрирования налоговыми органами имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 гг.
Итогам проверки стали предложения по увеличению сбора имущественных налогов.
СП предложила проводить государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, права на которые возникли до 31 января 1998 г. Так как отсутствие необходимости проводить государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, права на которые возникли до указанного срока, для государственной регистрации прав влечёт невозможность определения кадастровой стоимости таких объектов. Как следствие – отсутствие возможности исчислить налог, исходя из его кадастровой стоимости, подчёркивает СП.
Правительству предложено установить срок, в течение которого лицо, приобретающее в собственность объект недвижимости в результате купли-продажи, приватизации, дарения или наследования, либо вновь созданный объект недвижимости, обязан обратиться в уполномоченные органы в целях государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества.
Во избежание злоупотреблений при постановке на учёт, нормативно закрепить определение терминов «индивидуальный жилой дом», «гараж», «сарай», «единый недвижимый комплекс», «объект незавершенного строительства», «иные здания».
СП видит необходимость ускорить проведение во всех населенных пунктах страны комплексных кадастровых работ в целях уточнения границ земельных участков, выявления неиспользуемых земель, земельных участков используемых незаконно или не по назначению, а также для установления собственников земельных участков и наделить налоговые органы правом проведения зачетов сумм переплаты по федеральным налогам, зачисляемым в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в счёт погашения задолженности по региональным и местным налогам, зачисляемым в консолидированные бюджеты субъектов РФ.
Также Счётная палата предлагает исключить возможность предоставления льгот в отношении автомобилей, исчисление транспортного налога по которым производится с учётом повышающих коэффициентов, определяемых в соответствии с Перечнем легковых автомобилей Минпромторга России средней стоимостью от 3 млн руб. Предлагается исключить возможность установления льгот по транспортным средствам без ограничения количества льготируемых транспортных средств на одно физическое лицо, а также видов и мощности транспортного средств.
Кабмину предложено ввести регистрацию моторных лодок с мощностью двигателя от 5 до 10,88 лошадиных сил и беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 килограммов и пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции менее 115 килограммов.
Свои предложения Счётная палата направила в правительство, в Федеральную налоговую службу и в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, а также в палаты Федерального Собрания.
В материалах, опубликованных на сайте Счётной палаты, отмечается, что имущественные налоги с физлиц в доходах консолидированных бюджетов регионов имеют незначительную роль: в 2013 г. – 3,2%, 2014 г. – 3,3%, 2015 г. – 3,5%, 2016 г. – 3,2%.
При этом в 2016 г. сумма поступления имущественных налогов с физических лиц составила 321,7 млрд руб., что на 3,5 млрд руб. (1,1%) меньше суммы поступлений в 2015 г. Что обусловлено увеличением задолженности по состоянию на 1 января 2017 г. и связано с переносом срока уплаты имущественных налогов с физических лиц с 1 октября на 1 декабря (данный порядок действует с 2016 г.), в связи с чем комплекс мероприятий по взысканию задолженности, проводимый налоговыми органами, осуществлен в I полугодии 2017 г.
В целом по стране на 1 января 2017 г. объём совокупной задолженности по имущественным налогам с физических лиц составляет 212,6 млрд руб., что в 2 раза больше показателя по состоянию на 1 января 2014 г. В 48 субъектах Российской Федерации задолженность возросла более, чем в 2 раза.