Доля водителей, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков (ПВУ) при оформлении ДТП по европротоколу, в России по итогам прошлого года составила 33% (541 тыс. автовладельцев), заявил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
В 2016 г. их доля была на уровне 30%.
Сумма выплат по европротоколу за 2017 г. составила 11,5 млрд руб., что на 21,8 % больше к 2016 г. в целом (9,44 млрд руб.).
Средняя выплата при урегулировании в рамках такой процедуры в прошлом году составила 27,4 тыс. руб.
«За несколько лет этот механизм стал достаточно популярным в нашей стране. Ещё в 2013-2014 году его оформляли лишь 9-10%. Политика госорганов, активность РСА привели к тому, что автовладельцы стали охотнее и чаще прибегать к этой процедуре, которая на самом деле облегчает жизнь. Отдельным стимулом стало внесение изменений в Правила дорожного движения, которые предписывают освобождать проезжую часть и не создавать пробки. Плюс большая информационная кампания увеличила число людей, которые знают о такой процедуре и готовы её использовать», – пояснил И. Юргенс.
Европротокол можно оформить, если в ДТП участвуют не более двух автомобилей, не нанесён ущерб чьим-либо жизни, здоровью, а также имуществу третьих лиц; если между сторонами есть единое мнение относительно причин аварии. Сейчас лимит по сумме ущерба составляет 50 тыс. руб., с 1 июня 2018 г. он будет увеличен до 100 тыс. руб.
Однако страховое сообщество не приветствует данных изменений. «По нашему мнению, повышение максимального размера страховой выплаты в рамках европротокола приведёт к тому, что этот лимит превысит среднюю выплату по ОСАГО. Это может привести к значительному росту страхового мошенничества. Большинство добросовестных граждан не нуждается в таком увеличении, поскольку в настоящее время не менее 68% всех ДТП покрываются лимитом 50 тыс. рублей», – сообщил глава РСА.
Поправки, напомнил И. Юргенс, предусматривают отмену условия об обязательном отсутствии разногласий участников ДТП относительно обстоятельств ДТП и перечня видимых повреждений. «Это приведёт к невозможности урегулирования страховщиком части страховых случаев, оформляемых по европротоколу. Если оба участника будут говорить о том, что они не нарушали ПДД и являются потерпевшими, страховщики просто не смогут определить, кому производить выплату. При этом никакие технические средства не смогут со стопроцентной вероятностью определить обстоятельства ДТП и лицо, ответственное за причинение ущерба. Например, если оба участника ДТП будут заявлять, что двигались на разрешающий сигнал светофора, или каждый из участников будет говорить, что манёвр перестроения при продольном столкновении совершил другой автомобиль», – пояснил он.
Учитывая негативную судебную практику, страховщики при наличии таких противоречивых показаний вынуждены будут платить по 50% каждому участнику ДТП. Это приведёт к тому, что реальные потерпевшие не будут получать возмещение ущерба в полном объёме, а виновники ДТП будут получать, по сути, неосновательное обогащение. Таким образом, закон об ОСАГО перестанет выполнять свою главную функцию – защита имущественных интересов потерпевших, заключил президент РСА.