Дистрибуторы Mircosoft ввели новые ограничения на продажу в России программных продуктов

| новости | печать

О таком шаге двух официальных российских дистрибуторов Mircosoft сообщает Reuters, отмечая, что под удар попали более 200 включенных в «черные списки» российских компаний и структур.

Агентство Reuters поясняет, что новый санкционный режим, вступивший в силу с 28 ноября, запрещает американским юрлицам предоставлять финансирование российским банкам и энергетическим компаниям на срок больше 14 и 60 дней соответственно (вместо 30 и 90 дней ранее). А в России поставщикам нередко приходится ждать недели или даже месяцы между отправкой счета и получением оплаты. Вот почему юристы западных компаний опасаются, что американский Минфин может расценить сделки как долговое финансирование, нарушающее режим санкций.

Один из дистрибуторов Microsoft, российская Merlion, уже потребовала от включенных в санкционный список покупателей лицензий Microsoft оплаты в сжатые сроки, а в некоторых случаях - авансы, согласно ее уведомлению. Второй дистрибутор Microsoft - компания RRC - уведомила клиентов в письме, что для заказчиков, находящихся в секторальном списке санкций США, «вводятся серьезные ограничения» на размещение и оплату заказов. Оба дистрибутора в качестве причины ограничений новые правила, закрепленные законом о санкциях, который был подписан президентом США Дональдом Трампом 2 августа.

Разъяснения агентство получило в Минфине США. Там подтвердили опасения юристов, напомнив, что американские компании могут проводить операции с фирмами из секторального санкционного списка, только если срок оплаты товаров и услуг не превышает указанных в директивах сроков предоставления финансирования. В противном случае физическое или юридическое лицо должно связаться с Офисом по контролю за иностранными активами (OFAC) «для получения лицензии или другого разрешения». За несоблюдение санкций правительство США может оштрафовать на 250 тыс долл. или в двойном размере неправомерной сделки, в зависимости от того, что больше. А если суд решит, что нарушение было преднамеренным, нарушителю грозит штраф в размере до 1 млн долл., 20 лет в тюрьме, или оба наказания. Важно, что и сами компании, работающие с юрлицами из "черного списка", теперь попадают под санкции. Раньше закон лишь допускал такую возможность, а теперь она становится обязательной.

Понятно, что из чувства самосохранения компании массово проводят проверки, чтобы выяснить, имеют ли их партнеры контакты с фирмами из санкционных списков, «и в некоторых случаях прекращают эти отношения», рассказали Reuters осведомленные источники. Один из них добавил: «Китайские компании даже стали запрашивать».

Эксперты отмечают, что сама стилистика написания санкций такова, что разобраться, что там написано, невозможно, не све готовы для этого нанимать команду юристов, так что внешний приток инвестиций в РФ может быть будет ограничен.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов так оценил ситуацию на радио «Бизнес ФМ»: «Все мы прекрасно понимаем: в том, что называется «политикой анаконды», то есть постоянном ужесточении санкционного режима все это будет проявляться. Тем не менее, я не вижу здесь особой драмы. Такого рода истории ожидались, и все равно западный бизнес имеет интересы в России и будет стараться с ней сотрудничать. Здесь будет всегда две логики, противоречащие друг другу. Одна заключается в том, что законодательная власть, прежде всего, Соединенных Штатов оказывает колоссальное давление на исполнительную власть, с точки зрения ужесточения режима санкций и введения новых санкций. Мы знаем все эти обсуждения так называемого кремлевского доклада, и это будет означать, что, конечно, по многим направлениям определенное поддавливание бизнеса тоже будет. С другой стороны, бизнес видит и то обстоятельство, что в целом исполнительная власть США не слишком охотно идет на фронтальное наступление на Россию. Это означает, что определенные лазейки все равно будут. Обратите внимание на ту же историю, пусть и не с американской компанией, но с немецкой Siemens: скандал вроде бы должен был быть грандиозный, я думал, что это будет землетрясение, однако мы видим, что Siemens ограничилась подачей в суд, и, по большому счету, ни из России не ушла, ни проект не остановила. Вроде как скандал был, но какого-то колоссального ущерба он не нанес. Я думаю, что мы будем как раз находиться в ситуации, когда бизнес будет стараться какие-то острые углы обходить, но периодически такого рода истории, как с Siemens, как с Microsoft будут всплывать».

А председатель правления Института развития интернета Герман Клименко видит даже позитив в этой истории: «Все муниципалитеты РФ работают на продуктах компании Microsoft, это как пример. Причем компания Microsoft, на самом деле, во всем, что касается муниципалитетов, упирается ручками. В одном из крупных городов, когда стоял вопрос о том, что у муниципалитетов нет денег на продление лицензии, они даже предлагали отсрочки года на два. С другой стороны, я был в Крыму буквально на днях, и там импортозамещение произошло полностью, потому что Microsoft не обслуживает Крым. Все муниципалитеты Крыма — на тех или иных разработках отечественных программистов. В этом плане я понимаю тех, кто не хочет уходить с продуктов компании Microsoft, потому что это привычка, и вообще, в моем опыте бизнесовом были замены программных продуктов и в банках, и на предприятиях, когда менялись финансы без проблем на 1С, много разных было замен, это все очень болезненно. Тем не менее это необходимое условие. В чем-то, наверное, даже Microsoft спасибо: они нам помогают двигаться в этом направлении. У нас очень тяжело идет импортозамещение, очень мы консервативны в этом плане, а программных продуктов в реестре разработчиков отечественного софта уже достаточно много, чтобы большинству компаний спокойно подойти к замене, потому что риски внезапного отказа от обслуживания бесконечны, на мой взгляд».