РАНХиГС и Институт Гайдара представили новый 1-й (62) номер «Мониторинга экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития». В этом исследовании представлены данные о числе ежегодно эмигрирующих в развитые страны россиянах – по 100 тыс человек. Эти сведения отличаются от данных Росстата – по официальной статистике цифра в семь раз меньше, и в «Мониторинге» объясняется, почему так происходит.
Авторы исследования отмечают, что по-прежнему в Россию приезжает больше работников (в основном из стран СНГ), чем уезжают из страны. Но уезжает все больше высококвалифицированных специалистов, а приезжаю все чаще люди необразованные.
«В международной миграции Россия является страной-реципиентом, поскольку несмотря на значительную по масштабам эмиграцию в страны дальнего зарубежья приток из стран ближнего зарубежья всегда численно ее превосходил. С 1992 по 2016 гг. (согласно данным, скорректированным по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.), миграционный прирост населения России составил 9142,5 тыс. чел., что существенно компенсировало потери страны от депопуляции. А вот что касается уровня образования иммигрантов, то он заметно менялся на протяжении постсоветской истории. В 1990-е годы, согласно статистике Росстата, распределение иммигрантов по уровню образования в целом соответствовало населению России, а доля лиц с высшим образованием в отдельные годы была даже выше, чем в российском населении. В 2000-е годы уровни образования иммигрантов и россиян были примерно равны. Однако далее ситуация стала меняться: сопоставление с данными переписи 2010 г. показало, что в потоке прибывших доля лиц с высшим образованием оказаласьниже, чем в населении России», - говорится в «Мониторинге».
Исследователи констатируют то, что не срабатывают введенные преференции в области квалифицированной и высококвалифицированной трудовой миграции.
«За 6 лет действия преференций разрешения на работу в качестве высококвалифицированных специалистов получили лишь 151 тыс. иностранных трудовых мигрантов (в качестве просто квалифицированных больше – 411 тыс., но в эту категорию попадали не только люди с высшим образованием). В целом, судя по обследованиям (так как статистики по образованию временных мигрантов не существует), в потоке временной трудовой миграции доля лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, составляет от 13 до 17%, что явно ниже аналогичных данных по населению России (28%, по данным переписи населения 2010 г. среди лиц старше 15 лет). Однако проблема заключается еще и в том, что имеющийся образовательный потенциал трудовых мигрантов в России значительно недоиспользуется: по результатам многочисленных опросов, около трети мигрантов с высшим образованием и почти половина со средним специальным/профессиональным образованием трудятся на рабочих местах, не требующих никакой квалификации», - констатируется в «Мониторинге».
Зато из России уезжают все больше высококвалифицированных специалистов.
Авторы «Мониторинга» просто объясняют разногласия с Росстатом и доказывают, что методика учета эмиграции, применяемая Росстатом, неадекватна реальной ситуации.
В исследовании говорится: «Российская статистика выбытий фиксирует в основном окончание срока временной регистрации в России у граждан постсоветских стран, а не эмиграцию российских граждан в зарубежные страны. Так, по данным Росстата, из 353233 человек, выбывших из России в 2015 г., граждан РФ было всего 51,8 тыс., из них в страны дальнего зарубежья выехало 15243 человека; в 2016 г. из России выбыло 313210 человек, из которых граждан РФ – 58739 человек, из них выехало в страны дальнего зарубежья 14752 человека. Одновременно российская эмиграционная статистика серьезно недоучитывает реальных эмигрантов с российским гражданством, выезжающих в развитые страны, так как она включает только тех людей, отъезд которых сопровождается снятием с миграционного учета, а большинство эмигрантов сохраняют свой статус и жилье в России и с учета не снимаются. Последний вывод подтверждается сравнением российских данных и данных национальной статистики стран эмиграции: они различаются в разы».
Иными словами, цифра в 100 тыс человек, ежегодно покидающих Россию (по Росстату – 15,5 тыс человек), получена на основе статистики принимающих стран.
По оценкам авторов «Мониторинга» сейчас за рубежом проживают около 2,7 млн уроженцев России, из них примерно 1,5 млн человек сохраняют российское гражданство. Отмечается, что география эмиграции становится все более разнообразной: к старым лидерам 1990-х годов (когда выезд шел в основном по каналам «этнической» эмиграции) – Германии, США и Израилю - присоединяется множество новых направлений, все чаще появляются страны Центральной, Южной и Северной Европы, Австралия.
Важно вот что. «Уровень образования эмигрантов именно в западные страны значительно выше, чем в российском населении: по данным Росстата, от 30 до 70% таких эмигрантов, в зависимости от страны, куда направлен выезд, имели высшее образование. Зарубежная страновая статистика и результаты проведенных глубинных интервью с эмигрантами последних 6 лет показывают, что в текущем десятилетии имел место реальный рост квалифицированной (интеллектуальной) эмиграции из России», - пишут исследователи.
Если судить по данным статистики принимающих стран, то видно, что за последние годы ежегодно эмигрировало в развитые страны около 100 тыс. человек, из них в среднем около 40% имели высшее образование. «В целом накопленный к настоящему моменту за рубежом потенциал россиян с высшим образованием, скорее всего не превышает 800 тыс. человек», - делают оговорку исследователи.
По последним доступным данным (из переписей населения) за 2010 – 2011 гг., численность этой категории россиян в странах ОЭСР составляла 660 тыс. и количественно уступала численности эмигрантов с высшим образованием из таких стран, как, например, Великобритания или Германия.
Ученые показывают способы эмиграции грамотных россиян туда, где их способности могут быть востребованы. «Основные каналы эмиграции россиян с высшим образованием1: выезд на учебу в магистратуру или аспирантуру (около трети респондентов) и на работу (около четверти), причем каждый второй из уехавших в Европу таким способом получал так называемую «Blue card» («Голубую карту») для квалифицированных специалистов. Третий по распространенности путь (каждый пятый опрошенный) – переезд в качестве члена семьи (иностранного гражданина или россиянина, заключившего контракт на работу за рубежом)», - говорится в «Мониторинге».
Также ученые перечисляют выявленные причины, побуждающие людей уезжать. По их версии, для большинства основным «выталкивающим» фактором было заметное изменение экономической ситуации после 2014 г., ведущее к трудностям на рынке труда, снижению зарплат, сокращению возможностей для карьерного развития. Для четверти выехавших на первое место среди таких факторов вышла политическая ситуация, разочарование после выборов 2012 г. и особенно события 2014 г. Для респондентов, выезжающих на учебу (в магистратуру и аспирантуру), на первый план выходит возможность получения того образования, которого нет в России или которое здесь хуже по качеству (а иногда и дороже). «Притягивающие» факторы оказываются более значимыми, чем «выталкивающие» и для некоторых более возрастных респондентов – тех, кто уже не намерен учиться, а хочет приобрести опыт работы или жизни за рубежом.
В конце главы исследователи дают, так сказать, «порцию успокоительного»: «Интеллектуальная миграция из России совсем не обязательно невозвратный поток. Судя по озвученным эмигрантами планам, они делятся на три группы: примерно треть – это те, кто точно знает, что никогда не вернется в Россию; вторая группа – сравнительно малочисленная (около 15%) – это те, кто постоянно изучает рынок труда в России и в случае интересного предложения работы готов вернуться в ближайшем будущем; третья группа – самая многочисленная (около половины) – это те кто не закрывает для себя возможности возвращения в Россию на постоянное жительство или временно, но конкретные сроки и перспективы туманны».