Влияние демографических волн, сокращающих долю молодых среди трудоспособного населения страны, сохранится до 2030 года. Это создает риски для технологического прорыва, которые необходимо минимизировать. Такой вывод содержится в аналитическом докладе «Миграционная политика: диагностика, вызовы и предложения», представленном сегодня в Центре стратегических разработок (ЦСР).
Его авторы утверждают, что даже если удастся существенно повысить производительность труда, увеличить занятость работников в возрасте 55 лет и старше, заменить ряд рутинных профессий роботами, всё равно страна не сможет компенсировать к 2030 году потери более десяти миллионов трудоспособных. В связи с этим возрастает роль миграционной политики, поскольку её меры по сравнению с другими драйверами экономического роста окажутся более простыми в разработке и реализации.
«Недугами» осуществляемой ныне миграционной политики названы:
· отсутствие последовательности в проведении миграционной политики. В ближайшей перспективе необходимо сформулировать ее цели и чётко следовать им на всех этапах формирования миграционного законодательства и в сфере правоприменения, не оглядываясь на сиюминутную конъюнктуру;
· отсутствие чёткой системы дифференцированного отбора мигрантов. Наряду с недостаточно проработанной программой привлечения высококвалифицированных специалистов практически полностью отсутствует программа привлечения квалифицированных специалистов, обладающих дефицитными на российском рынке труда компетенциями. При этом следует учитывать, что сложность решения данных проблем связана не только с отсутствием и неразвитостью механизма привлечения потенциальных работников, но и с низкой миграционной привлекательностью России, особенно за пределами постсоветского пространства;
· отсутствие гибкого и прозрачного механизма получения вида на жительство и гражданства. У мигранта практически нет выбора стратегии пребывания в России — от краткосрочной до долгосрочной. Вид на жительство как самостоятельная категория не используется, а служит лишь как ступень к получению гражданства;
· отсутствие политики интеграции в России, начиная от концептуальных основ и заканчивая практически отсутствием институтов интеграции. Отказ от подобной политики в ближайшем будущем приведет к нарастанию ощущения «угрозы» со стороны «чужих» и возможному возникновению межэтнических конфликтов.
Необходима разработка интеграционных программ, направленных на разные группы мигрантов: тех, кто намерен остаться в России, детей мигрантов, а также на принимающее общество и работу со СМИ, считают эксперты ЦСР.