Федеральная налоговая служба России рассмотрела спор о предоставлении налогового вычета при покупке комнат в коммунальной квартире и пришла к выводу, что при покупке всех комнат в коммунальной квартире и оформлении в единый объект можно получить имущественный налоговый вычет.
«При покупке всех комнат в коммунальной квартире и оформлении в единый объект можно получить имущественный налоговый вычет. К такому выводу пришла ФНС России после рассмотрения жалобы налогоплательщика на решение налогового органа об отказе в праве на имущественный налоговый вычет в связи с покупкой бывшей коммунальной квартиры», – сказано в сообщении службы.
В 2006 г. заявитель в разное время и у разных собственников приобрел две комнаты в двухкомнатной коммунальной квартире. При этом он не заявлял о своем праве на вычет ни по одной из комнат. В 2014 г. зарегистрировал право собственности на единый объект недвижимости – двухкомнатная квартира. Затем гражданин подал налоговую декларацию, чтобы получить имущественный налоговый вычет в связи с расходами на покупку квартиры.
По результатам камеральной налоговой проверки в праве на получение налогового вычета ему отказали. По мнению налогового органа, в 2006 г. квартиры как единого объекта у налогоплательщика ещё не было, а в пп.2 п.1 ст.220 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2006 г.) комната в качестве объекта приобретения недвижимости не указана, следовательно, право на имущественный налоговый вычет не может быть предоставлено.
Приобрести двухкомнатную коммунальную квартиру при наличии разных собственников комнат можно только купив их по отдельности. Причём, как отметила ФНС России, в соответствии с редакцией Налогового кодекса в 2006 г. налогоплательщик имеет право получить вычет при покупке как целых квартир или жилых домов, так и долей в них. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 15.04.2008 № 311-О-О налогоплательщики самостоятельно решают вопрос, когда и по какому объекту им выгоднее заявить право на налоговый вычет.
ФНС России признала доводы заявителя обоснованными. Вывод ФНС России согласуется с позицией Верховного суда РФ по делу № 81-КГ17-24.