Федеральная антимонопольная служба РФ разработала законопроект о регулировании конкуренции в условиях цифровизации, который, в частности, по данным «Коммерсанта», ужесточит требования к торговым платформам в интернете.
Начальник правового управления ФАС Артём Молчанов подтвердил изданию, что служба готовит поправки к закону «О защите конкуренции» и КоАП. Нововведения, отметил он, «в условиях цифровизации экономических процессов смогут эффективно защитить конкуренцию».
Служба предлагает ввести понятие «сетевого эффекта», который заключается в получении преимуществ от числа пользователей торговой платформы, в том числе за счёт сбора и обработки данных. Благодаря ему площадку могут признать доминирующей, даже если владеющая ей компания занимает меньше 35% товарного рынка.
Ещё одно понятие – «ценовой алгоритм», программное обеспечение для расчёта и контроля цен. ФАС предлагает усилить ответственность за их использование – например, применение ценовых роботов станет обстоятельством, отягчающим административную ответственность при злоупотреблении доминирующим положением, манипулировании ценами и других нарушениях.
Документ также предлагает расширить полномочия ФАС: если компания не будет исполнять предписаний службы, та сможет потребовать в суде запретить оборот товаров этой компании. Предполагается, что в случае с иностранными компаниями ФАС также сможет разрешить использовать в России их интеллектуальную собственность без согласия компании «на условиях, определенных антимонопольным органом».
Участники рынка онлайн-ритейла считают предложения ФАС избыточными.