Одна из глав нового Мониторинга экономической ситуации в России (подготовлен РАНХиГС и Институтом Гайдара) называется просто: «Импортозамещение в промышленности в 2014-2017 гг.: доля импорта сохраняется». Исследование основано на регулярных замерах так называемых помех импортозамещению, которые проводят ученые.
Исследования, опросы и оценки показывают, что основной помехой на пути импортозамещения остается отсутствие производства на территории РФ нужного предприятиям оборудования, комплектующих и сырья. То есть – фактически всего нужного для работы. А то, что имеется из произведенного в стране, обычно для применения никак не годится. Авторы мониторинга сообщают, что «Второй проблемой импортозамещения является низкое качество отечественной продукции».
Та же картина наблюдалась в 2014 г., и ее же можно было наблюдать в 2017 г. Есть одно важное отличие - в 2017 г. укрепление рубля и успешная адаптация промышленности к кризису 2015–2016 гг. привели к снижению масштабов импортозамещения в закупках предприятий до минимума за три года мониторинга.
Понятно, покупать заграничное стало дорого, а продавать продукцию в своей стране – тяжело, учитывая падение платежеспособности потенциальных приобретателей товаров и услуг.
«Первый замер возможного изменения планов промышленности в области закупок при росте рублевых цен на импорт был сделан нами еще в апреле 2014 г., когда динамика валютного курса, скорее всего, еще не оказывала существенного влияния на поведение покупателей», - говорится в Мониторинге.
Тот замер показал высокую зависимость российской промышленности от импорта. Критическая зависимость – невозможность отказаться от закупок при любом росте цен – составляла тогда «около 40% (доля предприятий, заявивших тогда об этом) как по оборудованию, так и по сырью».
Тогда же исследователи выявили предприятия, которые по их собственным представлениям того периода, ничего не импортировали. «Оценки предприятиями независимости от импорта составляли 22% в части машин и оборудования и 33% – в части сырья и материалов. Таким образом, оставшиеся предприятия продолжали закупки по импорту, но готовы были отказаться от него в случае роста рублевых цен. Подобных предприятий в российской промышленности в апреле 2014 г. было 25% по сырью и материалам и 39% – по машинам и оборудованию»,- сообщает Мониторинг.
Но в декабре 2014-го был проведен второй опрос о готовности предприятий отказаться от импортных закупок. К тому времени обесценение рубля достигло максимума, «равно как и призывы властей к импортозамещению», как отмечается в Мониторинге.
Однако планы промышленности в области импорта остались прежними. Почти 40% предприятий были не готовы отказаться от закупок импортных машин и оборудования в условиях очевидного обесценения рубля и неизбежного роста рублевых цен на импортную технику в наступавшем 2015 г. То есть масштабы критической зависимости российской промышленности от такого импорта остались без изменений.
Почти аналогичная ситуация складывается и с «сырьевой зависимостью» российской промышленности от импорта – с намерениями предприятий в области закупок импортного сырья и материалов. Максимальная доля предприятий (37%) по-прежнему была готова осуществлять такой импорт при любом повышении рублевых цен на него. К концу 2014 г. по-прежнему только треть предприятий не пользовалась импортом для обеспечения выпуска своей продукции.
На следующий год исследователи решили разобраться, что же мешает импортозамещению, если и цены на заграничное растут, и власть делать свое призывает. С тех пор три года участникам исследования 5 раз задавался вопрос: «Что мешает вашему предприятию отказаться от закупок импортного оборудования и сырья в пользу отечественного?».
И вот, что выяснилось. Основной проблемой при отказе от импорта было в январе 2015 г. и до сих пор остается отсутствие российских аналогов любого качества. Трехлетний мониторинг не выявил значимых положительных результатов с точки зрения создания в РФ производства нового (т.е. не производимого ранее) оборудования и сырья, «скорее, даже наоборот», отмечают ученые.
Второе место в «рейтинге» помех импортозамещению стабильно принадлежит низкому качеству российских аналогов по сравнению с импортной продукцией. Значительная часть предприятий (в среднем треть по всем пяти опросам) постоянно указывает на эту проблему. Другие ограничения импортозамещения упоминаются гораздо реже. Так, среди препятствий промышленники указывали на недостаточную поддержку властями выпуска отечественного оборудования и сырья, однако на подобную оценку политики в области импортозамещения пришлось лишь 18% в январе 2015 г. и 10% – в июле 2017 г.
Авторы Мониторинга делают вывод: «Предприятия рассчитывали в основном на собственные силы, в том числе – в адаптации к новому курсу рубля. В этой области отечественная промышленность к концу 2017 г. демонстрировала явные успехи: негативное влияние на выпуск «ослабления курса рубля и удорожания импортного оборудования и сырья» в конце 2017 г. снизилось до 6%».
Устойчивы и определенны оценки уже производимых российских аналогов импортного оборудования и сырья тоже. По данным Мониторинга претензии к неадекватным качеству ценам на российскую продукцию, способную заместить импорт, имеют в среднем 11% ее покупателей среди российских предприятий, и эти претензии за три года не изменились.
Еще в исследовании отмечается, что проблема удовлетворения спроса на уже производимую на территории РФ продукцию упоминается в среднем 12% предприятий. «Таким образом, - пишут авторы Мониторинга, - российская промышленность обладает достаточными резервными (простаивающими) мощностями для выпуска продукции в случае увеличения спроса на нее в рамках импортозамещения».
Авторы исследования отмечают такую закономерность – чем ниже курс рубля, тем активнее предприятия планируют замещать заграничное оборудование и сырье на отечественные аналоги. Правда, разглядеть это можно при более сильном, так сказать, увеличении –если мониторить ситуацию поквартально. Так и решили, разработав новые индикаторы регулярных опросов промышленных предприятий.
Ученые отмечают, что порой в 2015–2017 гг., российской промышленности удавалось добиваться относительно больших успехов в области импортозамещения при закупках машин и оборудования. Наиболее интенсивно этот процесс протекал во II квартале 2015 г., когда о сокращении физической доли или о полном отказе от закупок импортных машин и оборудования (по сравнению со II кварталом 2014 г.) сообщили 30% промышленных предприятий. «Возможно, -говорится в Мониторинге, - результат I квартала 2015 г. показывал более впечатляющие масштабы импортозамещения, но он был, наверное, первой и слишком эмоциональной реакцией на шок декабрьской девальвации».
Однако в следующие десять кварталов российская промышленность начинала снижать интенсивность фактического импортозамещения. И в IV квартале 2017 г. лишь 7% предприятий сообщили о сокращении или о полном обнулении физической доли импорта в закупках машин и оборудования.
От импортного же сырья и материалов промышленность всегда отказывалась менее интенсивно. Максимальные масштабы импортозамещения по сырью составили 22% и к IV кварталу 2017 г. снизились до 8%.
Причины ясны. Для импортного оборудования надо покупать соответствующие ему сырье и материалы которые у нас не производятся. Зарубежные производители предлагают обычно комплексные поставки и не упускают возможность привязать покупателя к своей продукции.
Аналитики обращают внимание еще на одну причину медленного импортозамещения сырья и материалов. Ею, по их мнению, стал вялотекущий характер кризиса 2015–2016 гг., который не привел к резкому сокращению выпуска в российской промышленности. В такой ситуации не потребовалось и масштабного отказа от подорожавшего импортного сырья и материалов, что поддержало спрос предприятий на используемое ими сырье и материалы, в том числе, импортные.