Государственная Дума в среду, 21 марта 2018 г., приняла во втором чтении законопроект №211550-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» в части регулирования структурных облигаций». Документ вводит на российский финансовый рынок новый вид эмиссионных ценных бумаг – структурные облигации.
Автор законопроекта председатель Комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков напомнил, что «при первом чтении законопроекта в конце 2017 года предусматривалось введение института структурных расписок». Но поправками ко второму чтению было решено уточнить определение нового финансового инструмента, с учётом мнений экспертов, и обозначить его как отдельный вид облигаций в Федеральном законе «О рынке ценных бумаг».
Указанная ценная бумага предусматривает выплату её владельцу номинальной стоимости или части номинальной стоимости и (или) выплату дохода по такой ценной бумаге в зависимости от определенных обстоятельств, указанных в решении о её выпуске. Структурная облигация не может быть досрочно погашена по усмотрению эмитента. Эмитентами структурных облигаций могут быть только кредитные организации, брокеры, дилеры и специализированные финансовые общества.
Приобретать структурные расписки смогут только квалифицированные инвесторы, при этом Банк России будет вправе в своих нормативных актах ставить условия, при которых структурные расписки могут предлагаться неограниченному кругу лиц.
В этом случае, по словам А. Аксакова, законопроект обеспечивает дополнительную защиту физлиц, не являющихся квалифицированными инвесторами, поскольку предусматривает так называемый «период охлаждения», согласно которому физическое лицо, приобретающее размещаемые структурные облигации, в течение 10 рабочих дней с даты заключения договора вправе его расторгнуть в одностороннем порядке и потребовать возврата денежных средств.
Сегодня со стороны инвесторов есть существенный спрос на структурные продукты с частичной защитой капитала (по некоторым оценкам, глубина рынка для таких продуктов превышает 100 млрд руб. в год). Однако в рамках российского правового поля выпуск подобных ценных бумаг не допускается. Ранее для их выпуска участники финансового рынка использовали иностранные дочерние организации. В настоящее время (с введением санкций) приходится пользоваться услугами иностранных юрлиц, теряя доходность.
«Очевидно, нам необходимо приводить нормы внутреннего законодательства в соответствие с международными, которые позволяли бы нашим компаниям, финансовым институтам активно работать на российском рынке, в том числе помогая налоговыми поступлениями в бюджет от проведения операций с такими финансовыми инструментами», – заключил А. Аксаков.