Мы физически сегодня здесь, на Охотном ряду, но наши сердца, наши мысли с Кемерово, мы скорбим.
Хотел выступить сегодня по теме, касающейся, наверное, многих из вас. Вы получали обращения о том, что Агентство по страхованию вкладов, когда начинает санировать тот или иной коммерческий банк, у которого отозвана лицензия, начинает оспаривать сделки по снятию гражданами своих собственных средств со счетов в кредитных учреждениях.
Мы очень долгое время вместе с вами, вместе с правительством ковали доверие к системе банковской после дефолта 1998 г., после наших многочисленных здесь вместе с вами решений по коллекторам, по микрофинансовым организациям. Мы, я считаю, очень достойно прошли кризисы и 2008-2009 гг., и 2014-2015 гг. И люди не поддавались панике, продолжали свои средства держать в кредитных учреждениях.
В последнее время Центральный банк ведёт значительную работу. По последним данным 359 лицензий отозвано, ещё около полутысячи коммерческих банков функционируют у нас в стране. Это нормальный процесс, оздоровление банковской системы. Но до последнего времени это оздоровление не имело каких-то серьёзных нареканий и вопросов, до последнего времени, повторюсь.
У нас, к сожалению, сейчас формируется не совсем правильная правоприменительная практика. Вместо того чтобы реально искать те средства, которые были выведены топ-менеджментом банка, выведены куда-то накануне введения процедуры оздоровления, АСВ идёт по самому простому пути – оно просто подаёт заявление о признании недействительными всех сделок, которые были совершены в течение года до введения этой процедуры.
Вот конкретный пример.
12 декабря 2016 г. житель Татарстана снял со счетов «Татфондбанка» деньги на лечение дочери, которая была больна на тот момент раковым заболеванием. И сейчас, спустя два месяца, временный управляющий требует вернуть эти деньги. Его собственные деньги, вы вдумайтесь.
И практика эта, к сожалению, получает распространение по всей стране. Обращаются в суды. Суды принимают решения. У меня есть несколько банков: «ИнтехБанк», «Татфондбанк», «Военно-Промышленный банк», банк «Югра», это вот последние случаи, где такие судебные прецеденты начинают иметь массовое распространение.
То есть я понимаю, когда речь идёт о профессиональном участнике рынка ценных бумаг, он может обладать инсайдерской информацией, он действительно может куда-то какие-то деньги вывести. Но когда речь идёт о простом гражданине, даже если он узнал, что у банка проблемы и взял деньги свои, забрал, это его собственные деньги, как можно заставлять его их вернуть?
Мне кажется, что Агентство по страхованию вкладов пошло немножко не по тому пути, коллеги, формально – да, есть в законе «О несостоятельности (банкротстве)» норма, которая позволяет недействительные сделки... недействительными признавать сделки, которые носят мнимый характер или которые были совершены для других целей, но на самом деле имеют вот такую оболочку.
Но этот случай явно не распространяется на обычную бытовую деятельность наших граждан, даже, более того, если юрлицо – маленькая парикмахерская, булочная хочет и узнало о проблемах банка, берёт и платит зарплату пораньше просто, чтобы не потерять деньги, и это тоже случай нормальный.
Надо преследовать те случаи, когда это сговор, когда есть действительно какая-то договоренность предварительная, когда, обладая инсайдерской информацией, специально происходит вывод куда-то в офшоры или куда-то ещё. Но вот так вот просто рубить с плеча, мне кажется, это не совсем тот путь.
Коллеги, у нас есть достаточно авторитета и достаточно полномочий, чтобы эту ситуацию исправить.
Вячеслав Викторович (Володин, председатель ГД – прим. ред.) я хотел бы обратиться и к комитетам нашим профильным, я сегодня с руководителями комитетов разговаривал, с Николаем Петровичем (Николаевым, председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям – прим. ред.) и с Анатолием Геннадьевичем (Аксаковым, председателем Комитета Государственной Думы по финансовому рынку – прим. ред.), обратиться к комитетам с тем, чтобы если требуется разработать поправки в законодательство, которые бы не позволяли такую практику дальше реализовывать, а в рамках протокольного поручения подготовить комитетам, обратиться к Агентству по страхованию вкладов с тем, чтобы дать нам в рамках подготовки этих законов информацию о размере, об объёмах такого рода претензий, которые Агентство по страхованию вкладов предъявляет к нашим гражданам, и использовать эту информацию при подготовке и при работе над соответствующими законопроектами.
Я думаю, коллеги, мы здесь можем межфракционную инициативу сделать и с такой законодательной инициативой выйти.
Выступление на пленарном заседании ГД 27 марта 2018 г.