Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы законопроект «Об организации регулярных пассажирских железнодорожных перевозок и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который исключает монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок на железной дороге.
В качестве основного механизма организации перевозок документом предусматривается проведение конкурсов на право заключения организационного договора, что обеспечивает внедрение модели конкуренции «за маршрут», приводит «Интерфакс» текст пояснительной записки к законопроекту. Сейчас пассажирские перевозки, отмечают авторы, убыточны, а конкуренция «на маршруте» неэффективна.
При этом модель конкуренции «за маршрут» преобладает в мировой практике и доказала свою эффективность, она предусматривает конкуренцию перевозчиков на этапе конкурса.
Помимо этого задачей законопроекта является «дерегулирование пассажирских перевозок, в отношении которых не заключаются организационные договоры»: одной из мер такого дерегулирования является переход к рыночным механизмам ценообразования на основе конкуренции перевозчиков при обеспечении их равного доступа к инфраструктуре железнодорожного транспорта». Перечисленные особенности, отмечает кабмин, исключают естественно монопольный характер рынка услуг пассажирских перевозок.
С экономической точки зрения новая система регулирования позволит сокращать не только размер субсидий на организацию перевозок по итогам конкурса, но и оптимизировать расходы на саму систему управления за счёт сокращения дублирующих функций, их консолидации, стандартизации и автоматизации.
Реализация основ законопроекта позволит перейти к принципиально новой системе организации регулярных пассажирских перевозок, когда государство будет заключать организационный договор на определенных условиях и компенсировать перевозчику потери в доходах, возникающих от осуществления регулируемой деятельности.
Организационный договор будет закреплять взаимные обязательства по организации пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования. Такой договор будет заключаться на срок не менее 15 лет, что позволит формировать долгосрочные инвестиционные программы перевозчика по приобретению, эксплуатации и обслуживанию пассажирского подвижного состава. Договор будет содержать: маршруты, дату начала и окончания перевозок, плановые объёмы, требования к качеству обслуживания, тарифы, льготы, стоимость организационного договора, расчётный уровень доходов перевозчика от перевозок, условия выплаты субсидий перевозчику.