На рынке государственно-частного партнёрства (ГЧП) в части капиталоёмкости лидируют транспортные проекты. Объём привлекаемых средств на их реализацию внушительный, несмотря на то, что доля частных инвестиций иногда уступает бюджетному финансированию. Интерес к транспортной сфере со стороны инвесторов не снижается.
Этим и другим аспектам ГЧП будет посвящена стратегическая дискуссия «Транспортная инфраструктура: курс на опережение» в один из дней открывающейся 24 апреля в Москве Российской неделе государственно-частного партнёрства.
Согласно аналитическим материалам экспертов, буквально на днях состоялось финансовое закрытие по строительству заключительного пускового комплекса ЦКАД в Московской области. В Ямало-Ненецком автономном округе подписана первая концессия на строительство и эксплуатацию аэропорта. Ранее за такие проекты инвесторы брались только по договорам с инвестиционными обязательствами. Только на аэрокомплексе «Пулково» в Ленинградской области применялось региональное законодательство о ГЧП.
В последние месяцы поданы ещё две частные инициативы на проекты федерального уровня — на развитие Мурманского транспортного узла на 50 млрд. рублей и создание высокоскоростной железнодорожной магистрали между Екатеринбургом и Челябинском.
О спросе на проекты ГЧП не только в транспортной сфере свидетельствует сообщение портала torgi.gov.ru о том, что только за первую рабочую неделю апреля объявлено 25 новых конкурсов: 25 муниципальных в коммунальном секторе и один региональный на транспорте. Пять ГЧП-тендеров оцениваются в более чем 100 млн. руб. каждый, ещё восемь проектов находятся в пределах 100 млн. руб. каждый. Всего инвестиционный портфель всех 25 конкурсов тянет на 15,8 млрд. рублей. Наибольшую активность проявили Забайкальский край – семь проектов и Новосибирская область – три проекта.
Во все дни Российской недели ГЧП будут обсуждаться вопросы и проблемы, связанные с:
-
ближайшими вызовами перед участниками рынка;
-
ключевыми факторами для иностранных инвесторов при вхождении в ГЧП-проекты;
-
практикой федеральной поддержки региональных проектов;
-
«подводными камнями» на пути от инициативы до реализации концессионного соглашения.
Организаторами Российской недели ГЧП являются Национальный центр ГЧП и фонд «Росконгресс» при поддержке ТПП РФ, РСПП, «Деловой России», АСИ и ряда федеральных министерств.