Министерство экономического развития РФ разработало пакет законопроектов о создании в стране специальных административных районов для привлечения инвестиций и развития стратегически важных регионов со значительным потенциалом, которые пока не получили достаточного импульса для развития.
«САРы не являются режимом, который ограничит возможность налогового контроля или будет предоставлять необоснованные преференции. Вместе с тем, преимущества САРов должны делать их конкурентоспособными по сравнению с другими юрисдикциями, что невозможно без внесения значительных изменений в законодательство», – заявила директор департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития МЭР Екатерина Салугина-Сороковая.
По её мнению, серьезным стимулом для перетока капитала из многих известных юрисдикций в проекты САР является установление в законопроекте изъятий для резидентов САР из общих требований валютного регулирования и валютного контроля. Недобросовестные участники оборота вряд ли будут в массовом порядке перерегистрироваться в САР в целях незаконного вывода денежных средства из РФ, считает она.
Кроме того, риск массового перетока хозяйствующих субъектов в САР из иных регионов РФ минимизирован двойным контролем на «вход»: при получении статуса резидента САР (критерии устанавливаются правительством РФ) и при получении статуса международной компании (необходимость соответствия компании следующим критериям: статус резидента САР, ведение деятельности на территории нескольких государств, осуществление инвестиций на территории РФ).
Предусмотренное в рамках законопроектов исключение из правил о публичном раскрытии сведений о бенефициарах юридических лиц любому заинтересованному лицу касается лишь режима раскрытия информации третьим лицам и не отменяет для международных компаний требования о раскрытии бенефициаров уполномоченному органу и организациям финансового рынка, действующим в рамках проектов САР, в том числе во исполнение требований о противодействии отмыванию денежных средств.
Говоря о предложениях участникам САР использовать существующие организационно-правовые формы, характерные для российского права, для создания международной компании, директор департамента обратила внимание, что потенциальные участники САР в настоящее время не используют существующие организационно-правовые формы юридического лица, предпочитая осуществлять контроль российских компаний со стороны зарубежных корпоративных юридических лиц. В этом вопросе МЭР руководствовалось всё теми же соображениями и целями повышения конкурентоспособности территорий, осознания необходимости изменений для преломления ситуации и привлечения потенциальных резидентов, которые не находят регулирование в действующем виде оптимальным, отметили в Минэкономразвития.
«Для удовлетворения запроса бизнеса на повышение договорной свободы и ограничение ответственности, а значит, и привлечения резидентов, допустимо отойти от стройной типологии юридических лиц. Введение специального статуса международной компании позволяет применить наиболее современные условия ведения бизнеса, сохраняя для существующих обществ с ограниченной ответственностью привычный правовой режим и не допуская разбалансирования практики», – подчеркнула Е. Салугина-Сороковая.