Депутаты Государственной Думы во вторник, 22 мая 2018 г., приняли в первом чтении законопроекты о цифровых финансовых активах и о краудфайзинге, а также проект закона о цифровых правах.
Первый документ № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» регулирует отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также права и обязанности по смарт-контрактам. Законопроект определяет цифровой финансовый актив (к которым относятся криптовалюта и токен) как имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств, право собственности на которое удостоверяется путём внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций, а также законодательно закрепляется новый вид договора, заключаемого в электронной форме – смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Указанные определения устанавливают, что и криптовалюта, и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/ майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска. При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.
Законопроект даёт определения таких понятий, как цифровая запись и цифровая транзакция, а также закрепляет правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относятся деятельность, направленная на создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).
Законопроектом предусматривается возможность совершения сделок по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. При этом возможность обмена иных цифровых финансовых активов, а также порядок и условия совершения таких сделок будут определяться Банком России по согласованию с правительством РФ. С целью создания условий для хранения и совершения сделок с цифровыми финансовыми активами законопроектом вводится понятие «цифровой кошелёк».
Устанавливаются правовые основы для проведения процедуры выпуска токенов, который осуществляется на основании публичной оферты, состав сведений которой определяется законопроектом, закрепляется необходимость раскрытия дополнительной информации лицом, выпускающим токены.
Банк России наделяется полномочием по установлению ограничения в отношении суммы приобретения токенов лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами.
Документом № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» предусматривается, что осуществление инвестиций гражданами посредством инвестиционной платформы не требует государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. При этом услуги по организации привлечения инвестиций могут оказывать только лица, включенные Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ.
Законопроект № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» вводит понятия «цифровые права» и «цифровые деньги».
Обладателем цифрового права признаётся лицо, имеющее уникальный доступ к цифровому коду или обозначению, позволяющий совершать действия по распоряжению цифровым правом.
Устанавливается, что цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей. Цифровые деньги не обязательны к приёму при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счёта, во вклады и для перевода на всей территории РФ, однако в случаях и на условиях, установленных законом, могут использоваться физическими и юридическими лицами в качестве платежного средства.
Предусматривается, что выражение лицом своей воли с помощью электронных или иных аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки. При этом законопроектом предлагается нормативно закрепить институт «автоматизированного исполнения обязательства» в качестве одного из условий сделки.