Правительство РФ предложило изменить схемы управления особыми экономическими зонами и упростить порядок получения и лишения статуса резидента ОЭЗ. Соответствующие поправки к законопроекту № 538033-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» опубликованы на сайте кабмина.
Законопроектом, в частности, предусматриваются: разделение ОЭЗ по уровням на федеральные и региональные (с различным порядком создания и функционирования, объёмом преференций); возможность осуществления на территории федеральной ОЭЗ промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности (с заключением соответствующих соглашений с резидентами); законодательное закрепление понятий промышленных (индустриальных) парков, туристических парков, которые представляют собой формы региональных ОЭЗ.
Проект закона принят Государственной Думой в первом чтении 17 сентября 2014 г.
Поправками предусматривается:
-
изменение схемы управления ОЭЗ путём заключения единственного соглашения о создании ОЭЗ между Минэкономразвития России, субъектом Федерации, муниципалитетом и управляющей компанией, которым в том числе будут определены границы ОЭЗ, обязательства по финансированию создания объектов инфраструктуры, перспективный план развития ОЭЗ, перечень планируемых к строительству объектов инфраструктуры, значения ключевых показателей эффективности ОЭЗ и ответственность региональных властей за их недостижение, а также полномочия всех сторон;
-
возможность ликвидации ОЭЗ в случае признания её деятельности неэффективной в течение трёх лет подряд;
-
изменение схемы финансирования создания ОЭЗ путём исключения необходимости докапитализации АО «Особые экономические зоны»;
-
расширение перечня разрешённых видов деятельности на территориях ОЭЗ.
Предлагается упростить порядок получения и лишения статуса резидента ОЭЗ путём замены бизнес-планов на паспорта инвестиционных проектов, сокращения сроков заключения соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ до 15 рабочих дней, исключения наблюдательного совета ОЭЗ, заключения соглашения о ведении деятельности напрямую с субъектом Федерации в случае передачи ему соответствующих полномочий, введения возможности регистрации резидентов ОЭЗ технико-внедренческого типа не только на территории муниципального образования, но и на территории города федерального значения в случае, если ОЭЗ расположена в границах этого города.