Министерство финансов РФ 9 июня разослало законопроект о завершении налогового манёвра в нефтяной отрасли участникам процесса. 14 июня документ будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака, а через неделю – на заседании правительства, после чего должен быть внесён в Госдуму.
Документ призван смягчить повышение цен для потребителей, которое, по замыслу, не превысит 1% в год для бензина и дизельного топлива, однако другие нефтепродукты подорожают в полтора раза и более, пишет «Коммерсант».
Манёвр заключается в поэтапном, в течение 2019-2024 гг., снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты до нуля с одновременным повышением НДПИ на нефть. В итоге экспорт нефти и нефтепродуктов станет более выгодным, а внутренние цены на них, а также на нефть для переработки вырастут.
Чтобы внутренние цены на топливо не выросли еще сильнее, крупнейшие НПЗ получат отрицательный акциз на нефть. По словам собеседников газеты, критерием будет производство товарного бензина пятого класса: заводам, у которых на него приходится более 10% первичной переработки, положен отрицательный акциз из расчёта примерно 3 тыс. руб. на тонну перерабатываемого сырья при нынешнем курсе рубля.
Заводам, у которых глубина переработки меньше, полагается отрицательный акциз «только для бензина» исходя из нормы выпуска в 10%. Например, если завод перерабатывает 4 млн тонн сырья, но производит только 300 тыс. тонн бензина, он получит акциз исходя из объёма переработки в 3 млн тонн. НПЗ, которые не производят товарный бензин, вообще не получат акциз.
Отрицательный акциз будет дополнен так называемым плавающим акцизом, который должен частично защитить внутренний рынок от колебаний цен на нефть и курса рубля. Если экспортный netback (стоимость поставки на экспорт с учётом пошлины и затрат на транспортировку по Argus) превышает текущую цену бензина или дизтоплива (по бирже), бюджет возвращает НПЗ половину разницы. В обратную сторону, то есть при наличии премии внутреннего рынка, механизм работать не будет.
Установление акциза будет рассчитываться по предыдущему месяцу на текущий, что сократит влияние колебаний цены нефти или курса рубля на внутренние цены вдвое. С учётом этих инструментов налоговый манёвр, как ожидается, должен привести к росту оптовой цены на бензин и дизтопливо примерно на 400 руб. на тонну в год (0,8%, или примерно по 0,3 руб. на литр). Однако рост цен на другие нефтепродукты должен быть гораздо больше – не менее чем на 50% на битум и мазут, а также существенно на авиакеросин и судовое топливо. Других льгот для НПЗ, например компенсации логистического отставания или субсидий на модернизацию, которые предлагало Минэнерго, не будет.