Очень хорошо, что мы начали обсуждать предложение правительства по изменению пенсионной системы. Предлагаю делать это не только эмоционально, но и профессионально. Обращаюсь в первую очередь к нашим коллегам из оппозиционных фракций, услышьте, пожалуйста, нашу позицию и наши аргументы.
Ни в этом зале, ни за его стенами нет ни одного человека, который сказал бы: у нас прекрасная пенсионная система, и ничего не надо менять. Все мы прекрасно видим, что в пенсионной системе огромное количество проблем. Но надо проранжировать эти проблемы, понять, какая из них является основной.
На наш взгляд, на взгляд нашей фракции, основной проблемой является меняющееся соотношение между количеством трудоспособных граждан и количеством пенсионеров.
В 1970 г. прошлого века на одного пенсионера приходилось четыре трудоспособных гражданина. Сейчас менее двух. В обозримом, весьма обозримом будущем может возникнуть соотношение один к одному. Подчёркиваю, речь идёт о трудоспособных гражданах, а о нелегально работающих. Это важно. Потому что Олег Васильевич Шеин предлагает, и справедливо предлагает нам, легализовывать заработные платы, вовлечь в систему пенсионного страхования самозанятых, это правильно, это нужно делать, но соотношение трудоспособных количеству пенсионеров это не изменит.
Уважаемые коллеги, все мы хотели бы, чтобы наши пенсионеры получали достойную пенсию на мировом уровне (40% от утраченного заработка), но при соотношении один к одному это означает, что с каждого заработанного рубля 40 коп. мы должны отдавать на пенсии. Причём речь идёт только о страховых пенсиях по старости, кроме которых у нас существуют пенсии по инвалидности, социальные пенсии, военные пенсии.
Дорогие друзья, пенсионерам, как и остальным гражданам, нужны не только пенсии, им нужно здравоохранение и поликлиники, им нужны отремонтированные и построенные дороги, им нужна система жилищно-коммунального хозяйства, им нужен ремонт ветхого жилья, и многое-многое другое. Откуда мы будем брать деньги на всё это, с того же самого рубля, точнее, с оставшихся 60 коп.?
Раздаются призывы, предлагают нам, откуда взять деньги. Первое предложение, которое звучит – возьмем деньги с богатых, с бизнесменов, это будет справедливо. Да, наверное, это звучит справедливо. Но я хочу обратить внимание коллег из оппозиционных фракций, вы неоднократно и правильно говорили нам в этом зале, и ещё скажете, когда мы будем утверждать повышение НДС, о том, что все деньги, которые мы возьмём с бизнеса, бизнес получит обратно через цены на свои товары и услуги. То есть вновь изымет их у граждан.
Глубокоуважаемый мною Сергей Михайлович Миронов предложил использовать средства Фонда национального благосостояния. Но, коллеги, хочу напомнить вам, что перед последним экономическим кризисом в двух суверенных фондах у нас было гораздо больше средств, чем в Фонде национального благосостояния. Мы потратили их за несколько лет главным образом на пенсии и социальные программы, и не смогли при этом даже провести полноценную индексацию пенсий в 2015 и 2016 гг.
Говорят – давайте давать гражданство русскоговорящим за рубежом. Хорошее дело. Но надо понимать, и это показывают опросы, что в первую очередь к нам сюда приедут пенсионеры из-за рубежа, и они увеличат нагрузку на Пенсионный фонд, а не добавят туда необходимых средств.
Значит, что бы мы не говорили, нам нужно говорить о том, что делать в этой ситуации. Не стоит сегодня вопрос проводить реформу или всё останется как было. Как было не останется. Если нынешние параметры пенсионной системы сохранятся, пенсия начнет быстро уменьшаться. К 2026 г. её покупательная способность сократится на треть. Пенсия станет плоской, для всех одинаковой, потому что индексации будут мизерные. И в этой ситуации те, кто проработал 40 лет и проработал три дня, будут получать примерно одинаково.
Нам говорят, что правительство предлагает повысить пенсионный возраст, ориентируясь только на развитые капиталистические страны, в которых высокое благосостояние. Давайте не будем этого делать. Давайте посмотрим на бывшие республики СССР, ведь в конце концов мы вышли из одной системы, в том числе и пенсионной. На сегодняшний день из 15 республик только мы и Узбекистан не приняли решение о повышении пенсионного возраста. 13 приняли это решение уже давно. Здесь ссылались на Китайскую Народную Республику и опыт товарища Си Цзиньпина. Но, коллеги, давайте ссылаться до конца. А какая там пенсионная система на сегодняшний день?
Уважаемые коллеги, значит, мы достаточно долго обсуждаем этот вопрос. Хочу подчеркнуть, что впервые официально в России было заявлено о повышении пенсионного возраста 7 августа 1995 г. в постановлении правительства. С тех пор прошло более 20 лет. Благодаря тому, что мы откладывали это решение, на пенсию ушли все поколения, которые выработали весь свой основной трудовой стаж в советских условиях, когда была введена эта пенсионная система. Сегодня, когда мы говорим о реформе, мы должны понимать, что она затронет тех, кто отработал в советское время максимум 10 лет, менее трети своего трудового стажа.
Уважаемые коллеги, все эти годы мы несколько раз пытались менять пенсионную систему, в последний раз в 2013 г. И давайте признаем себе – это была наша последняя попытка решить её проблемы, не поднимая пенсионного возраста. Для этого мы ввели балльную систему, для этого мы повысили необходимый стаж, для этого «заморозили» накопительную часть пенсий. Мы пытались решить проблемы отдельных групп и отдельных категорий, установив надбавку для селян, повысив выплаты за нестраховые периоды.
Всё, коллеги, всё, ресурс исчерпан. Нам предстоит принимать решение. Перед нами два с половиной месяца серьёзных дискуссий. Фракция «Единая Россия» намерена использовать это время не для митингов, а для серьёзной работы с нашими коллегами-депутатами в регионах, с экспертами, с профсоюзами, с работодателями, с Союзом пенсионеров России. Мы будем обсуждать все параметры предстоящей реформы, сроки, темпы, возраст, переходный период, страховые механизмы. Мы будем обсуждать все попутные, но важные проблемы: защиту прав работников старших возрастов, трудоустройство молодёжи, поддержку занятости как таковой, оплату труда работников бюджетной сферы.
С нашей точки зрения, только один вопрос не подлежит обсуждению – это то, что реформа должна быть направлена на повышение пенсий, на улучшение уровня жизни наших пенсионеров. И очень важно, что вместе с проектами законов о пенсионной реформе правительство внесло нам на ратификацию 102-ю конвенцию Международной организации труда, в которой чёрным по белому сказано о том, что пенсия не может быть ниже 40% утраченного заработка, это та цель, к которой мы будем стремиться. Ратифицировав эту конвенцию, Россия публично возьмет на себя соответствующие международные обязательства, ради этого стоит работать.
И мы призываем всех работать, искать выход для того, чтобы решить важнейший вопрос – обеспечить реальное повышение пенсий.
Выступление на пленарном заседании ГД 20 июня 2018 г.