Нижняя палата парламента 5 июля 2018 г. приняла в первом чтении законопроекты № 493989-7 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части завершения «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли и № 493997-7 «О внесении изменений в статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и признании утратившими силу Федерального закона «О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» о последовательном снижении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, начиная с 2019 г.
Первый документ предусматривает сохранение ставок акцизов на подакцизные товары в 2019-2020 гг. на действующем уровне, в 2021 г. индексацию ставок акцизов на уровень инфляции (4%).;
Также предлагается установить вычеты по акцизам для переработчиков нефтяного сырья с учётом объёмов произведённых из нефтяного сырья высокооктанового автомобильного бензина класса 5 и дизельного топлива, уровня цены на нефть на мировых рынках, а также уровня средних оптовых цен реализации таких нефтепродуктов на территории России и цен экспортной альтернативы на нефтепродукты.
Ставка акциза на прямогонный бензин, бензол, параксилол, ортоксилол, используемые в нефтехимии, устанавливается с учётом корректирующего коэффициента, который постепенно увеличивает её значение в течение 6 лет, начиная с 1 января 2019 г., на величину снижения ставки вывозной таможенной пошлины на нефть.
Согласно законопроекту, с января 2019 г. к подакцизным товарам будет отнесена кальянная смесь, ставка акциза за 1 кг которой устанавливается в размере 457 руб. в 2019 г., 476 руб. – 2020 г. и 495 руб. – 2021 г.
Помимо этого предусматривается равномерное повышение ставок НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на величину снижения с 30% до 0% от цены нефти ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты в течение 6 лет, начиная с 1 января 2019 г. Сохраняется относительный размер и условия действия до 1 января 2019 г. пониженной ставки НДПИ при добыче нефти и газового конденсата на выработанных и малых участках недр, а также добыче трудноизвлекаемой нефти, путём корректировки понижающего коэффициента Дм к ставке НДПИ при добыче нефти.
Кроме того, предусмотрен механизм предоставления налогового вычета по НДПИ на добытый газовый конденсат при его направлении на производство технического пропана-бутана по аналогии с получением налогового вычета по НДПИ при его направлении на производство широкой фракции лёгких углеводородов.
Вторым законопроектом предлагается с 1 января 2019 г. постепенно снижать с 30% до 0% от цены нефти ставку вывозной таможенной пошлины на нефть в течение 6 лет и применять особые формул расчёта ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, с учётом коэффициента, позволяющего сохранить действующую ставку вывозной таможенной пошлины на сырую нефть, на уровне 90% от действующей в настоящее время особой формулы расчёта ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть для отдельных участков недр с указанием предельного количества нефти, добытой на участке недр, за исключением объёмов нефти, добытой на новых морских месторождениях углеводородного сырья.
Выпадающие доходы федерального бюджета в этом случае будут компенсированы в виде увеличения сумм налога на добычу полезных ископаемых, которые будут уплачены недропользователями при добыче нефти и газового конденсата за аналогичный период, посредством увеличения ставок этого налога.