О недостаточности объема финансовых гарантий заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее словам, чтобы туристы могли получить компенсации, туроператор должен объявить об остановке деятельности. Однако глава «Натали Турс» Владимир Воробьев заявил, что будет пытаться возместить потери туристам — если не деньгами, то гарантийными обязательствами, по которым они смогут отдохнуть в следующем году.
И. Тюрина считает, что В. Воробьев делает туристов и агентов заложниками ситуации. «Сомнительна перспектива еще раз воспользоваться услугами туроператора, который один раз их уже обманул», - говорит она.
Теперь все советуют «Натали Турс» закрываться, чтобы отдать деньги тем, кому должны. Вот что на это говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туристических операторов России (АТОР): «Мы считаем, во-первых, некорректно бизнесу советовать прекращать ему работу или не прекращать, это как-то совсем неправильно… если компания чувствует в себе силы выйти из этого очень жесткого штопора, то, в общем, флаг в руки, почему бы и нет. Я не могу сказать, что туристы в заложниках, — туристы оказались в крайне неприятной ситуации. Тем, кто доплатил, а потом вернется в Москву, главное — иметь документы, подтверждающие повторную оплату и прийти с этими документами в «Натали». «Натали» официально не отказывалась от компенсации таким туристам, которые на месте отдыха что-то доплачивали. Ситуация, когда человек там и у него нет денег, а с него просят доплату. Вы знаете, мы очень долго это обсуждали с юристами. По закону есть опция, но я не могу гарантировать, что на 100% это правильный путь. Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности», когда туроператор ненадлежащим образом выполняет свои обязательства перед туристом, то есть оставлено место, но ему надо оплатить гостиницу второй раз, у туриста есть возможность обратиться в «Турпомощь». Именно вот в таких экстренных ситуациях «Турпомощь» должна принять аргументированное решение — помогать такому туристу или нет. А «Турпомощь» говорит о том, что туроператор деятельность не прекращает, поэтому все обращайтесь к туроператору. Однако закон в его нынешней редакции все-таки предполагает, что «Турпомощь» тоже может к этому подключиться: не к вывозу туристов, а к оказанию локальной помощи именно тем, у кого нет денег, и их выселяют из гостиницы».
В общем, так или иначе, но туристы могут рассчитывать на компенсации своих потерь. А «Натали» попытается выжить. Как пытаются, кстати, и все другие турфирмы. Дело в том, что и «Натали», и многие другие фирмы перекредитованы. Они рассчитывали на рост клиентов, но сокращается количество тех, кто почему-то не сами заказывают жилье и оплачивают проезд по интернету, а платят посредникам. Во всем мире есть турфирмы, но они выживают за счет предложений преимущественно довольно экзотических услуг, которые сами туристы организовать не могут. А просто заказать номер в отеле под Барселоной и оплатить билет на самолет легко с домашнего компьютера или телефона. И в России растет число тех, кто сам организует себе отдых, но сокращается – тех, кто привык полагаться на теть из агентства. Тем более, что и платежеспособный спрос не повышается в массах. Так что выживут те турфирмы, которые научаться предлагать путешествия по диким, к примеру, местам, где только они могут нанять местных проводников и так далее. И вряд ли могут рассчитывать на процветания те, кто думает по старому продавать с накруткой выкупленные оптом места в гостиницах и нанимать чартеры.
А чтобы не попадать в неприятные ситуации, при планировании отпуска стоит отвлечься на пару минут от соцсетей и воспользоваться компьютером или смартфоном для поиска выгодных предложений жилья и перелета. Тем более, что роботы-переводчики эффективно спасают тех, кто не успел выучить иностранный язык.