В Госдуму внесен законопроект № 509994-7 «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». По мнению авторов законопроекта, изменения направлены на защиту прав интеллектуальной собственности и будут способствовать продвижению российских региональных брендов.
Необходимость принятия такого законопроекта авторы объясняют «потребность в охране более значительного количества существующих в России обозначений, указывающих на географическое происхождение товаров, которые по факту обладают определенным качеством и репутацией».
Поправками в ГК РФ вводится новое понятие — «географическое указание», которое в случае принятия законопроекта станет самостоятельным объектом интеллектуальных прав.
«Географическим указанием является обозначение, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории географического объекта, при этом определенное качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени определяются его географическим происхождением», — сказано в проекте закона. Причем «на территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, влияющая на формирование его качества, репутации или иных характеристик», указывают законодатели.
«У всех субъектов РФ есть культурные, географические, экономические особенности и отличия, которые могут стать конкурентными преимуществами. При этом регионы России обладают высоким потенциалом в части наличия товаров, уникальность которых обусловлена географическим положением и передающимися из поколения в поколение традициями, таких как «Краснодарский чай», «Башкирский мед», «Хохлома», «Дулевский фарфор», «Тульский пряник» и др.», — отмечают авторы инициативы.