Аналитики Альфа-банка познакомились с проектом трехлетнего российского бюджета и нашли его впечатляющим, но очень уж непрозрачным
Аналитики записали в плюс:решение финансировать дополнительные расходы; снижение цены на нефть, балансирующее бюджет, до 50 долл. за баррель уже с 2019 г.; и план увеличить сбережения правительства до 13% ВВП к 2021 г.
Основное беспокойство аналитиков заключается в том, что хотя повышение налоговой нагрузки прозрачно и обеспечено в основном ростом НДС, но около 70% увеличения расходов бюджета связано с тратами специального назначения, такими как расходы на майские указы, и с условно-утвержденными расходами, то есть - беспокойство о низкой прозрачности роста расходных обязательств.
После объявления о повышении НДС и пенсионной реформе Минфин представил новый проект бюджета на следующие три года – 2019-2021. Хотя бюджет строится на крайне оптимистичных ожиданиях роста экономики – ускорении роста ВВП до 3,1% в годовом выражении к 2021 г., это компенсируется крайне осторожным прогнозом валютного курса: 63-64 руб. за долл. при цене нефти 60 долл. за баррель. Федеральный бюджет Минфин намерен свести с профицитом в 1,8% ВВП в 2019 г. и 0,6% ВВП в 2021 г. – благодаря росту доходов федерального бюджета с 16,3% ВВП в 2015-2018 годах до 18,7% ВВП в 2019 г. и 17,2% ВВП в 2021 г.; в то же время расходы бюджета снизятся с 18,0% ВВП в 2015-2018 годах до 16,9-16,7% ВВП в 2019-2021 годах.
Расходы бюджета будут держаться под контролем, но указывают аналитики Альфа-банка, ожидаемые дополнительные расходы в размере 8 трлн руб. за 2019-2024 годы – по майским указам – судя по всему, сыграли роль троянского коня для российского бюджета. Необходимость выполнить эти указы позволила Минфину ввести некоторые поправки в расходную часть бюджета по сравнению с прошлым проектом. Новый проект включает дополнительные расходы на сумму 1,2-1,5 трлн руб. в год на выполнение указа, но в дополнение Минфин повысил и базовые расходы – то есть расходы федерального бюджета, очищенные от расходов на майский указ. Базовые расходы на 2019 и 2020 годы выросли в среднем на 3% по сравнению с проектом бюджета 2018-2020 годы. Иными словами, базовые расходы на 2019 г. составят 16,7 трлн против изначально планировавшихся 16,4 трлн руб., т. е. увеличатся на 0,4 трлн; на 2020 г. они составят 17,6 трлн против планировавшихся 17,1 трлн руб., или на 0,5 трлн больше изначального плана на 2020 г.
Аналитики Альфа-банка подчеркивают, что рост расходов бюджета происходит отнюдь не по обычной структуре расходных полномочий. Специальные расходы, связанные с исполнением майского указа, составляют около 42% прироста расходов бюджета на следующие три года, на долю расходов на оборону приходится 15% увеличения расходов на этот же период. Увеличение расходов бюджета по обычным каналам, например, расходы на образование и здравоохранение, составит всего 3-4% от будущего роста расходов. Удивительным кажется аналитикам то, что еще около 38% роста расходов будущих лет связано с финансированием трудно определяемых статей, в частности около 28% прироста расходов придется на долю условно- утвержденных, не классифицированных расходов бюджета. Таким образом, в сумме на эти статьи и на финансирование майского указа пойдет до 70% прироста расходов, что говорит о низкой прозрачности роста бюджетных трат и о возможной вариативности расходов по этим статьям.
Рост расходов бюджета, однако, нельзя считать фактором, угрожающим стабильности бюджета, он полностью покрывается мерами, стимулирующими рост доходов. Во-первых, так же, как было в 2017 г., бюджет продолжит выигрывать от усилий правительства, направленных на улучшение собираемости НДС, что даст примерно 0,5 трлн руб. в 2019 г. Повышение НДС с 18% до 20% принесет в бюджет примерно 0,6 трлн руб. в год дополнительных доходов со следующего года: всего, таким образом, 1,1 трлн руб.
Во-вторых, правительство планирует удвоить дивидендов от государственных компаний – то есть получить вместо 0,3 трлн рублей в 2018 году до 0,5-0,6 трлн в год в 2019-2021 годах.
В-третьих, в 2019 г. правительство планирует получить 1,1 трлн руб. дополнительных нефтяных доходов благодаря завершению налогового маневра в нефтяном секторе.
Все эти меры позволят обеспечить стабильность бюджета, но, тревожатся аналитики Альфа-банка, фактически они увеличивают нагрузку на реальный сектор, а это фактор риска.
Благодаря непрекращающимся усилиям правительства в области повышения собираемости налогов, а также повышению НДС цена на нефть, балансирующая бюджет, сильно снизится в 2019 году. Альфа-банк считает это большим достижением, особенно в свете того, что бюджетные расходы вырастут сильнее, чем ожидалось первоначально. По расчетам аналитиков, цена на нефть, балансирующая бюджет, снизится с 67 долл. за баррель в 2017 г. и с прогнозируемых на этот год 61 долл. примерно до 50 долл. за баррель в 2019 г., это минимум с 2008 г. Балансирующая бюджет цена на нефть в 50 долл. за баррель, по мнению Альфа-банка, существенно выделит Россию среди других стран-экспортеров нефти – у них этот показатель находится в интервале от 60 до 80 долл. за баррель.
Улучшение баланса федерального бюджета и ожидаемые высокие цены на нефть позволят Минфину продолжить наращивать Фонд национального благосостояния по бюджетному правилу. При средней цене нефти 62 долл. за баррель Минфин планировал увеличить сбережения на 1,6 трлн руб., или на 27 млрд долл., в этом году; по оценкам Альфа-банка, при текущей цене ФНБ может увеличиться на 2,5 трлн руб. (40 млрд долл.). Таким образом, к концу года ФНБ может достичь примерно 105 млрд долл., или 6,4% ВВП. В 2019-2021 годах Минфин хочет направить на рост сбережений еще 8,5 трлн руб., или примерно 135 млрд долл.; таким образом, ФНБ должен увеличиться примерно до 240 млрд долл. к 2021 г. и составить 13% ВВП – эта цифра будет близка к 14% ВВП, наблюдавшимся на пике государственных сбережений в 2008 год.
Но и при ожидаемой цене на нефть, балансирующей бюджет, в 50 долл. за баррель и намерении продолжать накапливать средства ФНБ правительство вынуждено будет продолжать занимать деньги на внутреннем рынке и даже за границей, чтобы рефинансировать долг и покрыть бюджетный дефицит. По плану правительства, госдолг (и внутренний, и внешний) к 2021 г. вырастет до 17% ВВП – с 12% ВВП в 2014- 2017 годах. Очевидно, что Минфин планирует занимать деньги на внутреннем, а не на внешних рынках: внешний долг в проекте прежний, 4% ВВП, а внутренний вырастет с 9% ВВП в 2014-2017 годах до 13% ВВП в 2021 г. Способность наращивать сбережения будет функцией состояния экономики и внешних рынков, считает Альфа-банк: исторический опыт говорит, что периоды кризисов и падения цен на нефть вынуждали страну тратить бюджетные резервы. Несмотря на накопленную макроэкономическую стабильность, Россия не застрахована от ухудшения экономической ситуации, так что государственные сбережения скорее выглядят страховкой на случай каких-либо экономических проблем, нежели пулом долгосрочных неприкасаемых сбережений, заключают аналитики Альфа-банка.