Министерство экономического развития РФ не поддержало законопроект, наделяющий Агентство по страхованию вкладов функциями единого ликвидатора.
Как рассказал «Интерфаксу» один из источников в финансово-экономическом блоке правительства, МЭР не ясны основания предоставления АСВ преференций перед другими лицами при осуществлении ликвидационных процедур.
Кроме того, у ведомства есть ряд вопросов к отдельным положениям законопроекта – в части наделения АСВ правом как временной администрации отказывать в исполнении сделок, а также в части установления требований кредиторов до возбуждения процедуры банкротства финансовой организации без надлежащей процедуры заявления и рассмотрения возражений.
Негативный эффект, по мнению Минэкономразвития, также может иметь принятие поправок, предусматривающих сокращение и изменение источников раскрытия информации. Это может затруднить получение информации для кредиторов, в том числе физлиц
Кроме того, по словам собеседника агентства, Минэкономразвития считает необоснованным предусмотренное законопроектом создание паевых инвестфондов на основе не проданного имущества должника. Министерство также не поддержало предложенный в документе новый механизм торгов имуществом должника, указав, что им уже разработан проект закона, совершенствующий процедуру реализации имущества при банкротстве.
По словам другого источника, Минэкономразвития не поддержало законопроект, так как его положения в существенной части повторяют положения законопроекта, ранее разработанного министерством и представленного на рассмотрение правительства. «Кроме того, предложения не были поддержаны в связи с наличием замечаний, в том числе технического характера», – заявил собеседник агентства.
В июле этого года Минфин опубликовал для обсуждения проект поправок в закон о банкротстве, вводящий институт единого корпоративного ликвидатора финансовых организаций (банков, НПФ и страховых организаций) и возлагающий соответствующие полномочия на АСВ.
Сейчас помимо АСВ ликвидационные процедуры осуществляют также аккредитованные при ЦБ арбитражные управляющие (в частности, на 1 мая на них приходилось около 5% от общего числа ликвидируемых кредитных организаций). Разработчики законопроекта отмечали, что эффективность АСВ при ликвидации финансовых организаций выше, чем у арбитражных управляющих. Кроме того, в ряде НПФ выявлены случаи затягивания процесса ликвидации, проводимого без АСВ.
«Введение института единого ликвидатора финансовых организаций позволит унифицировать все проводимые в ходе ликвидации таких организаций процедуры и существенно повысить их эффективность», - говорилось в пояснительной записке к документу.
Руководство АСВ в прошлом году заявило, что хочет ускорить процесс ликвидации банков и повысить его эффективность, отказавшись от согласования с кредиторами всех процедур реализации имущества и изменив формат торгов. Нововведения позволили бы сократить процедуру ликвидации банка с 4 лет до 1-1,5 года, отмечал глава госкорпорации Юрий Исаев.