Окончательный переход на налог на дополнительный доход в нефтяной отрасли возможен не ранее, чем через 3-5 лет, считает глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов. Бюджет, добавил он, пока не готов к такой нагрузке.
«Пока бюджет по структуре расходов не готов взять на себя такую волатильность доходов (при полномасштабном переходе на НДД). В долгосрочной перспективе переход на НДД неизбежен, но это не разговор ближайших трёх или даже пяти лет», – цитирует «ТАСС» выступление А. Сазанова на Московском финансовом форуме.
«Понятно, что налогообложение и финансовый результат – это лучшие практики, их идеологически правильно распространять на всю отрасль, но это нельзя делать в отрыве от того, как чувствует себя бюджет при переходе на новый режим», – пояснил представитель Минфина.
По его словам, главная задача ведомства в регулировании нефтяной отрасли – баланс интересов бизнеса и социальной функции государства.
Сейчас нефтедобывающие компании уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, взимаемый с объёмов добычи. НДД будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. Ставка НДД составит 50%.
Новый налог будет распространяться на четыре группы месторождений: новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн в год); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 51 млн тонн.
НДД заработает с 1 января 2019 г. на пилотных месторождениях. В список пилотных проектов вошли 35 участков недр, разрабатываемых «Роснефтью», «Лукойлом», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями.