Сентябрь оказался самым провальным месяцем переходной кампании этого года. В конце III квартала Пенсионный фонд России получил лишь 37,1 тыс. заявлений на перевод пенсионных накоплений, что более чем в 5 раз меньше, чем месяцем ранее. Таким образом, за девять месяцев года было подано около 906 тыс. заявлений на смену страховщика. Падение темпов произошло из-за фактического прекращения подачи заявлений через курьерскую доставку – 1 тыс. штук в сентябре против 170 тыс. в августе, сообщает «Коммерсант».
Подача заявлений через курьерскую службу является самый массовым каналом доставки заявлений в ПФР в этом году фактически перестал работать. Ранее органы власти уже обратили внимание на риски неправомерного перевода граждан через такую подачу документов. Впрочем, степень использования этого канала в конце года, когда традиционно резко увеличивается поток заявлений, будет зависеть от жесткости позиции ПФР.
После отмены в 2017 г. самого массового канала подачи заявлений о переводе пенсионных накоплений – через удостоверяющие центры – их подача может производиться либо лично, либо при условии нотариального заверения почтой или курьером в отделение ПФР. Также граждане могут принести документ в МФЦ или же отправить его через Единый портал госуслуг (ЕПГУ) или личный кабинет застрахованного лица (ЛКЗЛ) на сайте ПФР.
Именно подача заявлений через курьера оставалась самой популярной с начала года. При этом «абсолютное большинство» документов доставлялось в отделения Москвы и Московской области. «Превалирование дистанционной подачи заявлений при переходах из ПФР в НПФ может объясняться особенностью привлечения новых клиентов в НПФ через агентов», – объясняли изданию в ПФР.
В сентябре же основная масса подачи документов пришлась на электронный дистанционный канал – через ЕПГУ и ЛКЗЛ. Популярность этого формата доставки растет третий месяц подряд, в сентябре количество заявлений увеличилось более чем в 12 раз, до 25,4 тыс. штук (68,5% от общего числа подданных за месяц документов). Такой рост может объясняться началом привлечения новых клиентов через канал агентами НПФ. В августе – сентябре его начали использовать «ВТБ Пенсионный фонд» и «ЛУКОЙЛ-Гарант» через своих банковских агентов, а также пенсионные брокеры НПФ «Сафмар» и «Согласие», рассказывали источники «Коммерсанту».
Подача заявлений через курьера несла риски неправомерного перевода граждан от одного страховщика к другому, отмечал источник, близкий к регулятору. Вопрос использования этого канала при переводе пенсионных накоплений граждан должен был рассматриваться на встрече представителей ЦБ и ПФР в начале октября.
Однако участники рынка допускают, что к концу года канал подачи заявлений через курьеров может вновь оживиться.