Банки стали требовать от клиентов обоснований экономического смысла операций на небольшие суммы – в пределах 1 тыс. руб. Если граждане отказываются предоставить кредитной организации документы, объясняющие эти трансакции, их карту или счёт могут заблокировать.
С такой проблемой, пишут «Известия», столкнулись клиенты Бинбанка, Тинькофф-банка и Сбербанка. При этом такая практика незаконна, а пострадавшие могут обратиться с жалобами, рассказали в Центробанке.
Клиентам российских кредитных организаций, рассказывает издание, в этом месяце стали звонить сотрудники служб финансового мониторинга банков и требовать от них предоставить различные документы по операциям на суммы в пределах 1 тыс. руб. Как правило, это p2p-переводы – перечисления между гражданами. На сбор документов отводят три дня.
В пресс-службах Бинбанка, Сбербанка и Тинькофф-банка не ответили на вопросы «Известий» о блокировке карт клиентов при необоснованных денежных переводах.
В пресс-службе Банка России рассказали, что в рамках противодействия мошенничеству банк обязан приостановить операцию и связаться с клиентом, только если сочтёт, что трансакция содержит признаки, указывающие на вероятность её совершения без согласия владельца средств. Таким признаком может быть в том числе несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платёжному поведению клиента. Но даже в этом случае кредитная организация не должна выяснять происхождение средств или назначение платежа, указали представители регулятора. Всё, что ей необходимо, – это получить от клиента устное подтверждение по звонку об отправке денег или отказ от операции.
Если клиенты банков сталкиваются с подобного рода проблемами, ЦБ рекомендует подавать жалобы в интернет-приёмную.