Правительство предложило свои поправки к законопроекту № 176187-7 «О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», принятому Государственной Думой в первом чтении 24 ноября 2017 г.
Кабмин дополняет законопроект нормами, предусматривающими усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе при обращении с отходами животноводства.
Поправками также предусматривается дифференциация составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее ФЗ) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду. Действующая редакция статьи 8.2 КоАП устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или другими опасными веществами без дифференциации таких нарушений.
Поправками правительства предлагается дополнить главу 6 КоАП статьёй 6.34, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.
Статьёй 11 ФЗ дифференцированы экологические требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Анализ правоприменительной практики в рамках государственного надзора в области обращения с отходами, а также решений арбитражных судов показывает, что действия или бездействие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводящие к нарушению установленных ФЗ требований, в статье 8.2 КоАП не дифференцированы по составу административных правонарушений. В КоАП установлены единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением. В результате этого некоторые нарушения законодательства в сфере обращения с отходами остаются безнаказанными. В связи с этим поправками предлагается в статье 8.2 КоАП конкретизировать состав административных правонарушений на основе требований в области охраны окружающей среды, установленных Федеральным законом, с учётом их дифференциации.
Кроме того, кабмин предлагает дополнить КоАП новыми статьями, которые устанавливают административную ответственность соответственно за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, других веществ и микроорганизмов, а также при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов животноводства.
Статьёй 242 ФЗ установлены требования к порядку, форме и срокам представления отчётности о выполнении нормативов утилизации товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории России за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров. В связи с этим предлагается установить административную ответственность за несвоевременное представление, представление в неполном объёме, представление недостоверных сведений в отчётности о выполнении нормативов утилизации товаров, декларации о количестве готовых товаров (в том числе упаковки), подлежащих утилизации.
Статьёй 245 ФЗ установлены требования к срокам уплаты производителями, импортёрами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, экологического сбора. Поправками предлагается дополнить КоАП нормой, устанавливающей ответственность за неуплату в установленные сроки экологического сбора.