Роскачество совместно с Министерством промышленности и торговли РФ запустили пилотный проект по исследованию качества бензина, который пройдёт в Ставропольском крае. Уже в 2019 г., после подведения итогов, подобные программы будут запущены в других регионах страны.
«Топливо на заправках первых ста пилотных АЗС будет досконально проверено в соответствии с широкой программой испытаний. Наиболее распространённый в России бензин АИ 92 будет закуплен экспертами в федеральных и региональных сетях, а также на частных заправках, где его исследуют по 30 критериям качества и безопасности, включающим соответствие заявленному виду бензина, наличие примесей. Результаты исследования определят фальсификацию, реальное и заявленное октановое число, т.е. мимикрию под более дорогой бензин, качественные характеристики топлива. Также эксперты проверят наличие на АЗС необходимой информации о топливе» – сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров.
На общественных слушаниях с участием представителей Правительства уже были сформированы задачи по комплексному мониторингу качества бензина. По мнению ряда экспертов отрасли, основными источниками фальсифицированного топлива являются базы нефтепродуктообеспечения, осуществляющие отгрузку топлива в розницу. Недобросовестные организации осуществляют смешение разных партий топлива (в том числе происходящего с мини-НПЗ) и проводят незаконное доведение его характеристик до более высоких показателей с применением присадок.
Испытания проводятся с использованием разработанных Росстандартом методических рекомендаций. Результаты проведенных Роскачеством испытаний будут направлены вместе с протоколами в Росстандарт для принятия административных мер реагирования по выявленным нарушениям. Результаты будут представлены на Госкомиссии.
Росстандарт отмечает, что качество топлива на автозаправках постепенно становится выше: в 2015 г. фальсификат оказывался на каждой пятой заправке (20%), то по итогам 2017 г. доля таких АЗС снизилась до 11%. Некачественное топливо чаще всего находят на тех автозаправках, которые не входят в сетевые холдинги.
Ранее госкомиссией было одобрено введение оборотного штрафа за несоблюдение требований к безопасности моторного топлива. В частности, за отклонения физико-химического состава от техрегламента ТС было предложено наложение штрафа в размере 1% выручки от реализации топлива за предшествующий год. В случаях повторения противоправных действий возможно приостанавливать производственную деятельность недобросовестных организаций на срок до 90 дней.