Министерство труда и социальной защиты РФ направило в правительство проекты планов достижения национальных целей в сфере демографии и повышения благосостояния населения, пишет «Коммерсант».
Вторая версия документов, описывающих новую социальную политику до 2024 г., которая увеличит среднюю продолжительность жизни до 78 лет и сократит число бедных с 13 млн до 6,6 млн, принципиальных новшеств не содержит. Бедность, по версии Минтруда, победит «социальный контракт», рождаемость повысят маткапитал и детсады, смертность снизят уже принятые программы в сфере медицины. Помешать этим достижениям, отмечает издание, легко сможет отсутствие денег или же неэффективность предлагаемых мер.
Национальные цели в этих сферах определил Владимир Путин в своем майском указе. Как указывает Минтруд, нынешние версии документов изначально не получили одобрения Минфина и Минэкономики, поэтому ведомство частично учло их замечания и разослало новую версию им и другим министерствам для повторного обсуждения.
По сравнению с профильными нацпроектами в планах Минтруда появились некоторые ключевые показатели, призванные помочь достичь целей указов президента, и ключевые инструменты – подпрограммы и федеральные проекты, входящие как в нацпроекты (в том числе «Демографию», «Здравоохранение», «Экологию» и т. д.), так и в госпрограммы (как «Развитие здравоохранения»).
Впрочем, отмечает «Коммерсант», документ не содержит деталей работы этих инструментов, а ключевые показатели, хотя и указаны для каждого года до 2024 г., приведены без объяснения их значений. Часть из них, указывает Минтруд, взята из наиболее оптимистичного варианта прогноза численности населения Росстата (наряду с ним служба также готовила пессимистичный и средний). Собственно, сама идея Минтруда в этой сфере заключается в том, что реализация высокого варианта прогноза будет точно обеспечена принимаемыми мерами — но ни оснований для этого, ни «развилок» политики в этом аспекте ранее не обсуждалось.
Фактически оба документа провозглашают: если будет достаточно денег, Россия сможет проверить до 2024 г., достаточно ли для решения её проблем «социального контракта», маткапитала, индексации пенсий и зарплат бюджетников и нескольких экспериментов в соцсфере среднего масштаба (например, переобучения матерей с детьми в возрасте до трёх лет). Задачу же формулирования действительно системной, сложной и инновационной соцполитики до 2024 г. ведомство Максима Топилина благоразумно решило не решать. Минтруд можно понять: предпосылок к тому, что такая политика в России в ближайшие годы возможна и реализуема, действительно нет, заключает издание.