Депутаты Государственной Думы в четверг, 13 декабря 2018 г., приняли в заключительном третьем чтении закон «О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» о сохранении права на обязательную долю в наследстве для лиц «предпенсионного» возраста.
Документом предусмотрено, что к категории нетрудоспособных лиц, приобретающих право на обязательную долю в наследстве, теперь также будут относиться – женщины, достигшие 55 лет, и мужчины, достигшие 60 лет. Остальные условия реализации права на обязательную долю в наследстве сохраняются.
Как разъяснял ранее соавтор законопроекта, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников, в соответствии с Гражданским кодексом РФ несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют в любом случае, независимо от содержания завещания. Им причитается не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону. Право на обязательную долю призвано обеспечить те категории граждан, которые нуждаются в особой защите в силу возраста и состояния здоровья. К нетрудоспособным в указанных случаях относятся, в том числе, граждане пенсионного возраста, вне зависимости от назначения им пенсии по старости.
Учитывая, что общеустановленный пенсионный возраст в РФ будет повышен с 1 января 2019 г., соответственно повысится и возраст, с которого указанные наследники приобретают право на обязательную долю. В частности, это может относиться к родителям наследодателя, его супругу, детям, а также иждивенцам, проживающим совместно с наследодателем не менее года до его смерти.
«Законопроектом предлагается сохранить возраст, с которого граждане приобретают право на получение обязательной доли по нетрудоспособности: для женщин – на уровне 55 лет, для мужчин – на уровне 60 лет. Таким образом, указанное изменение позволит предоставить гражданам «предпенсионного» возраста дополнительные гарантии защиты имущественных прав», – заключил П. Крашенинников.